Get Adobe Flash player

Утверждаю

Заведующая

МБДОУ Черкехский

ЦРР детский сад «Аленушка»

МР «Таттинский улус»

_____________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА

 ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

Муниципального бюджетного дошкольного образовательного

учреждения

Черкехскийцентр развития   ребенка 

детский сад «Аленушка»

МР «Таттинский улус» РС (Я)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

с. Черкех

 

 

 

п/п

СОДЕРЖАНИЕ Стр.
  ПАСПОРТ  
       АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ  
1 ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ  
1.1 Пояснительная записка  
1.2. Цели и задачи реализации Программы  
1.3. Принципы дополнительного образования  
1.4. Характеристики для разработки и реализации Программы  
1.5. Мониторинг освоения Программы  
2. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ  
2.1. Общие положения  
2.2. Описание образовательной деятельности по дополнительному образованию Программы  
2.3. Методы, формы реализации Программы  
2.4. Особенности содержания и планирования Программы  
2.5. Особенности взаимодействия педколлектива с семьями воспитанников  
3. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ  
3.1. Модель дополнительного образования  
3.2. Условия реализации Программы  
3.3. Материально-техническое обеспечение Программы  
3.4. Организация предметно-пространственной среды  
3.5. Кадровое обеспечение Программы  
3.6. Методическое обеспечение Программы  
3.7. Расписание дополнительного образования  
3.8. Использованная литература  

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПАСПОРТ

 

Наименование программы: Образовательная программа дополнительного образованияМБДОУ «Черкехский центр развития ребенка — детский сад«Аленушка»МР «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия) (далее — Программа).

Направленность Программы:дополнительное образование для детей дошкольного возраста.

Статус Программы:является локальным нормативным документом, регламентирующим содержание дополнительного образования и деятельность педагогических работников по организации дополнительных образовательных услуг.

Нормативно-правовое обеспечение Программы:

Программа разработана в соответствии с:

  • Федеральным законом Российской Федерации от 29.12.2012г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Концепцией развития дополнительного образования детей, утвержденной распоряжением Правительства российской Федерации от 4 сентября 2014г. № 1726-р.;
  • Приказом Министерства образования и науки РФ от 29 августа 2013г. № 1080 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным общеобразовательным программам «;
  • Примерными требованиями к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей (письмо Министерства образования РФ от 11.12. 2006г. №061844);
  • Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 04.07. 2014г. №41 «Об утверждении СанПиН 2.4.4.3172-14 «Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы образовательных организаций дополнительного образования детей».

 

АННОТАЦИЯ ПРОГРАММЫ

 

В Программе изложенастратегия психолого-педагогической поддержки, позитивной социализации и индивидуализации, развития задатков, способностей воспитанников дошкольного образовательного учреждения.

В Программе содержится материал для организации дополнительного образования в группах МБДОУ «Черкехский центр развития ребенка — детский сад«Аленушка». Реализация Программы осуществляется за рамками Образовательной программы МБДОУ на бесплатной основе в форме кружковой работы.

Реализация Программы предусматривает реализацию нескольких дополнительных общеразвивающих программ:

  • «Дуобатдьиктихонуута»,
  • «Школа шахмата»,
  • «Лего»;

Дополнительные общеобразовательные программы предназначены для развития способностей, задатков  детей младшего, среднего и старшего возрастов.        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. ЦЕЛЕВОЙ РАЗДЕЛ

1.1. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Дополнительное образование детей направлено на формирование и развитие познавательных способностей воспитанников, удовлетворение их индивидуальных потребностей в познавательном развитии.

Дополнительное образование способствует своевременному самоопределению ребенка, повышению его конкурентоспособности в жизни, созданию условий для формирования каждым ребёнком собственных представлений о самом себе и окружающем мире.

В дополнительном образовании педагог сам определяет «стандарт» освоения предмета или направления деятельности воспитанника в соответствии выявленных его способностей и задатков. 

Дополнительное образование для воспитанников предоставляется родителям (законным представителям) как платные и бесплатные дополнительные образовательные услуги и которые осуществляются только по желанию родителей (их законных представителей) посредством студий и кружков.

 

1.2.ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ПРОГРАММЫ

 

Цель:

Создание оптимальных педагогических условий для всестороннего удовлетворения потребностей воспитанников и развития их индивидуальных склонностей и способностей, мотивации личности к познанию и творчеству.

Задачи:

  • обеспечить благоприятные условия для удовлетворения потребности воспитанников  в творческой активности в различных видах детской деятельности;
  • создать условия для эмоционального благополучия ребенка в процессе совместной деятельности и общения: ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель;
  • развивать творческие способности у воспитанников;
  • развивать познавательные способностивоспитанников;
  • удовлетворить потребностивоспитанников в занятиях по интересам.

Функции дополнительного образования:

  • функция социализации, которая состоит в том, что она направлена на создание условий для самоутверждения личности в коллективе и обществе с учетом ее возможностей, развитие сущности сил ребенка, формирование в нем человека, способного к социальному творчеству;
  • обеспечение условий для самовыражения и самоопределения;
  • оказание помощи детям, испытывающим трудности при вхождении в мир.
  • развивающая функция объединяет в единый узел все социально-педагогические функции, выполняемые системой дополнительного образования в ДОУ на современном этапе (обучающую, воспитательную, социокультурную). Ее реализация рассматривается в едином русле со всеми остальными, поскольку каждая из них связана с развитием и саморазвитием детей.   
  • социокультурная функция отражает цели и задачи дополнительного образования в области культуры и досуга, определяет пути и методы ее реализации в структуре дошкольной организации. Социокультурная функция тесно взаимодействует с другими функциями, реализуется воспитанниками в их свободное время, когда они получают эмоциональную разгрузку, восстанавливают физические и духовные силы, усваивают дополнительную информацию и расширяют кругозор, чтобы в последующем плодотворно овладевать школьными программами.

 

1.3. ПРИНЦИПЫ И ПОДХОДЫ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОГРАММЫ

 

При организации дополнительного образования воспитанников ДОУ опирается на следующие принципы:

Комфортность: атмосфера доброжелательности, вера в силы ребенка, создание для каждого ситуации успеха. Погружение каждого ребенка в творческий процесс: реализация творческих задач достигается путем использования в работе активных методов и форм обучения. Опора на внутреннюю мотивацию: с учетом опыта ребенка создание эмоциональной вовлеченности его в творческий процесс, что обеспечивает естественное повышение работоспособности.    Вариативность: создание условий для самостоятельного выбора ребенком способов работы, типов творческих заданий, материалов, техники и др.

Индивидуальный подход: создание в творческом процессе раскованной, стимулирующей творческую активность ребенка атмосферы. Учитываются индивидуальные психофизиологические особенности каждого ребенка и группы в целом. В основе лежит комплексное развитие всех психических процессов и свойств личности в процессе совместной ( ребенок-ребенок, ребенок- педагог, ребенок-родитель) продуктивно-творческой деятельности, в результате которой ребенок учится вариативно мыслить, запоминать, придумывать новое, решать нестандартные задания, общаться с разными людьми и т.п.

Принцип взаимного сотрудничестваи доброжелательности: общение с ребенком строится на доброжелательной и доверительной основе.

Принцип интеграции: интегративный характер всех аспектов развития личности дошкольника: общекультурных, социально-нравственных, интеллектуальных.

 

Подходы к формированию Программы

 

В основе формирования Программы лежит системно-деятельностныйподход, который предполагает:

  • воспитание и развитие качеств личности;
  • учет индивидуальных возрастных, психофизиологических особенностей воспитанников, роли и значения видов деятельности и форм общения для определения воспитательно-образовательных целей и путей их достижений;
  • разнообразие организационных форм и учет индивидуальных особенностей каждого воспитанника (включая одаренных детей и детей с ограниченными возможностями здоровья), обеспечивающих рост творческого потенциала, познавательных мотивов.

Разработанная Программа может служить как  средство организации свободного времени воспитанников, формировать процесс творческого самовыражения и общения детей, а также могут служить средством развития способных и одаренных детей.   

 

1.4.  ЗНАЧИМЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДЛЯ РАЗРАБОТКИ И РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Основные участники реализации Программы: воспитанники, родители (законные представители), педагоги.

Социальными заказчиками реализации  Программы как комплекса дополнительных образовательных услуг выступают родители (законные представители) как гаранты реализации прав ребёнка на  уход,  присмотр,  оздоровление, воспитание и развитие.

Дополнительное образование имеет значительный педагогический потенциал и выступает как мощное средство развития личности ребенка.

Воспитанники имеют возможность заниматься  в  различных  кружках  по желаниям и интересам.

Необходимо создать доброжелательную, психологически комфортную атмосферу,  в  основе которой лежит определенная система взаимодействия с родителями (законными представителями), взаимопонимание и сотрудничество. 

 

1.5.  МОНИТОРИГ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Оценка индивидуального развития воспитанников проводится педагогами в ходе внутреннего мониторинга становления  основных  (ключевых)  характеристик  развития  личности  ребенка,  результаты  которого  используются  только  для  оптимизации  образовательной  работы  с группой воспитанников и для решения задач индивидуализации образования через построение образовательной  траектории  для  детей,  испытывающих  трудности в дополнительном образовании или имеющих особые способности — одаренность. 

Мониторинг осуществляется  в  форме  регулярных  наблюдений  педагога  за  воспитанниками во время организации и проведении дополнительного образования посредством кружковой работы.

Ожидаемые результаты:

  • познавательное развитие детей;
  • повышение положительно – эмоционального состояния ребенка на занятиях кружка;
  • формирование познавательных способностей.

Оценка и анализ работ: 

Оценка и анализ работы кружка за определенное время (год) помогает педагогу выявить положительные и отрицательные результаты в работе, оценить себя и возможности воспитанников.

Итогом усвоения Программы по познавательному развитию являются выступления детей как внутри детского сада, так и на мероприятиях  улуса, республики, среди КМО. При оценке и анализе работ учитывается возраст ребенка, его способности, достижения за конкретный промежуток времени.  

Также по познавательному развитию воспитанников, результатом работы дополнительного образования является активная познавательная деятельность ребенка.

Формы подведения итогов кружковой работы:

  • участие в кустовых, республиканских, всероссийских и международных конкурсах;
  • выступление на родительских собраниях.

Формы контроля умений и навыков, формируемых на занятиях дополнительного образования:

  • экспертиза и утверждение дополнительных общеобразовательных программ, тематического планирования;
  • посещение и анализ занятий кружка;
  • посещение массовых мероприятий, творческих отчётов.

 

  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ

 

2.1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

 

Реализация Программы предусматривает реализацию нескольких дополнительных общеразвивающих программ по следующим направлениям:

 

Программы познавательной направленности:

Дополнительные общеразвивающие программы дополнительного образования,направленные на развитие познавательных способностей воспитанников:

 

1.Кружок «Дуобатдьиктихонуута», по авторской программе «Дуобатхонуутунанайан» М.Е.КартузоваДьокуускай 2006

Цель: развитие логического мышления через игру шашки, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

 

  1. Кружок «Школа шахмата»

Цели и задачи программы:

Развитие и тренировка психических процессов:Обучение навыкам запоминать, сравнивать, обобщать, предвидеть результаты своей деятельности; развитие логического мышления, ориентировки на плоскости, внимания, памяти;Развитие аналитико-синтетической деятельности, мышления, суждений, умозаключений.

Развитие познавательных интересов: изучение основ шахматной игры, расширение  кругозора;

Развитие творческих способностей: развитие творческого воображения, фантазии, изобретательности.

Развитие нравственно-коммуникативных качеств личности:активизирует объективность, самостоятельность, настойчивость, спокойствие, выдержку, усидчивость, собранность, волю;уверенность в своих силах, стойкий характер, умение предвидеть исход событий.Воспитание умения вести себя в группе во время движения, формирование чувства такта, культурных привычек в процессе группового общения с детьми и взрослыми.           Подготовка ребенка к школе.Дети, вовлеченные в шахматы, лучше воспринимают в школе точные науки и быстрееделают домашнее задание.

 

  1. Кружок «Лего»

Цель: предварительное обучение Лего-конструированию, как основа развития интеллекта, коммуникативных способностей детей посредством конструкторской деятельности.

Деятельность – это первое условие развития у дошкольника познавательных процессов. Чтобы ребенок активно развивался, необходимо его вовлечь в деятельность. Образовательная задача заключается в создании условий, которые бы провоцировали детское действие. Такие условия легко реализовать в образовательной среде LEGO.

Лего-конструирование – это вид моделирующей творческо-продуктивной деятельности. Диапазон использования ЛЕГО с точки зрения конструктивно-игрового средства для детей довольно широк.

Действительно, конструкторы LEGO зарекомендовали себя как образовательные продукты во всем мире. LEGO используют как универсальное наглядное пособие и развивающие игрушки. Универсальный конструктор побуждает к умственной активности и развивает моторику рук. Что особенно важно для детей с особыми образовательными потребностями.

Занятия по программе  Лего-конструирование положат начало формированию у детей целостного представления о мире техники, устройстве конструкций, механизмов и машин, их месте в окружающем мире,  а также творческих способностей. Реализация данного курса позволяет стимулировать интерес и любознательность, развивать способности к решению проблемных ситуаций – умению исследовать проблему, анализировать имеющиеся ресурсы, выдвигать идеи, планировать решения и реализовывать их, расширит  активный словарь. 

Разнообразие конструкторов Лего позволяет заниматься с воспитанниками разного возраста и различных образовательных возможностей. 

Конструирование теснейшим образом связано с чувственным и интеллектуальным развитием ребенка. Особое значение оно имеет для совершенствования остроты зрения, точности цветовосприятия, тактильных качеств, развития мелкой мускулатуры кистей рук, восприятия формы и размеров объекта, пространства. Дети пробуют установить, на что похож предмет и чем он отличается от других; овладевают умением соизмерять ширину, длину, высоту предметов; начинают решать конструктивные задачи «на глаз»; развивают образное мышление; учатся представлять предметы в различных пространственных положениях, мысленно менять их взаимное расположение. В процессе занятий идет работа над развитием интеллекта воображения, мелкой моторики, творческих задатков, развитие диалогической и монологической речи, расширение словарного запаса. Особое внимание уделяется развитию логического и пространственного мышления. Дети учатся работать с предложенными инструкциями, формируются умения сотрудничать с партнером, работать в коллективе.

Игра – необходимый спутник детства. С LEGO дети учатся, играя. Дети – неутомимые конструкторы, их творческие способности оригинальны. Обучающиеся конструируют постепенно, «шаг за шагом», что позволяет двигаться, развиваться в собственном темпе, стимулирует решать новые, более сложные задачи. Конструктор LEGO помогает ребенку воплощать в жизнь свои идеи, строить и фантазировать. Ребенок увлечённо работает и видит конечный результат. А любой успех побуждает желание учиться.

Кроме этого, реализация этой программы в рамках дополнительного образования помогает развитию коммуникативных навыков и творческих способностей учащихся за счет активного взаимодействия детей в ходе групповой проектной деятельности.

Воспитанники выполняют задания педагога, испытывают собранные модели и анализируют предложенные конструкции. Далее дети играют с теми собранными конструкторами, которые они собрали.

Помощь педагога при данной форме работы сводится к определению основных направлений работы, консультированию обучающихся, а также помощи  тем из них, которые по своим физическим и образовательным возможностям не могут работать самостоятельно.

Можно различить три основных вида конструирования:

  • по образцу
  • по условиям
  • по замыслу

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема).

При конструировании по условиям — образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности

 

  1. 2. ОПИСАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В СООТВЕТСТВИИ С НАПРАВЛЕНИЯМИ ДОПОЛНИТЕЛЬНОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ

 

ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ

 

  Предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира.

 

  1. КРУЖОК

«ДУОБАТ ДЬИКТИ ХОНУУТА»

 

В работе кружка реализуется программа «Дуобатхонуутунанайан», автор  М.Е.Картузова, Дьокуускай,  2006

Цель программы: развитие логического мышления через игру шашки, раскрытие умственного, нравственного, эстетического, волевого потенциала личности воспитанников.

 

Задачи:
         1) Обучающие:

  • Обучение основам шашечной игры;
  • Обучение комбинациям, теории и практике шашечной игры.
    2) Воспитательные:
  • Воспитание отношения к шашкам как к серьезным, полезным и нужным занятиям, имеющим спортивную и творческую направленность;
  • Воспитание настойчивости, целеустремленности, находчивости, внимательности, уверенности, воли, трудолюбия, коллективизма;
  • Выработка у воспитанников умения применять полученные знания на практике.
    3) Развивающие:
  • Развитие стремления детей к самостоятельности;
  • Развитие умственных способностей воспитанников: логического мышления, умения производить расчеты на несколько ходов вперед, образное и аналитическое мышление; 
  • Осуществление всестороннего физического развития воспитанников.

Ожидаемые результаты и способы определения результативности.

К концу обучения ребёнок должен знать:

  • историю игры в шашки
  • правила игры в русские шашки
  • сыграть партию в шашки
  • видеть комбинации в партии в 1 ход

Форма подведения итогов реализации программы.

В конце года проводится турнир, в результате которого наиболее успешные воспитанники награждаются грамотами.

Способами оценки результативности являются:

  1. Наблюдение за деятельностью воспитанников.
  2. Результаты участия в конкурсах и соревнованиях.
  3. Индивидуальные беседы с детьми.

 

Программа

 

  • Вводное занятие. Шашечная доска, обозначение полей доски, расстановка шашек. Цель игры.
  • Начальный этап развития способностей играть в шашки. Определяем способности детей.
  • Правила игры в шашки. Ходы простой и дамки. Ударные ходы.
  • Правила игры в шашки. Превращение простой в дамку. Сила дамки.
  • Основы тактики. Что такое «удар» и как правильно его использовать?
  • Основы тактики. Что такое «жертва» и как правильно ее использовать?
  • Основы тактики. Что такое «размен» и как правильно его использовать?
  • Основы тактики. Что такое «нападение» и как правильно его использовать? Защита от нападения.
  • Основы тактики. Простые ловушки в окончаниях. Простые одноходовые удары.
  • Основы позиционной игры. «Золотая» шашка – элемент защиты.
  • Основы позиционной игры. Отсталые и висячие шашки.
  • Приемы игры в окончаниях без дамок. Оппозиция.

 

Приложение план – программа «шашки»

дополнительная образовательная услуга

в средней, старшей и подготовительной группе

 

Годичный план по шашкам

дополнительной образовательной услуги

в средней, старшей и подготовительной группе на 2019-2020гг.

  •  
Месяц Мероприятия

 

Сентябрь Наглядно-информационное обращение к детям с сообщением о начале работы кружка «Русские шашки», с указанием целей занятий.

№1 Знакомство с детьми. История шашек. Возникновение.

№2 Повторение истории шашек. Правила игры.Объяснение.

№3 Шашечная доска, обозначение полей доски, расстановка шашек.

 

Октябрь Шашечные термины.

№1Правила игры в русские шашки. Цель игры. Учение и показ. Ходы простыхшашек.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

№2 Правила игры в русские шашки. Повторение. Ходы простых шашек. Основы тактики. Что такое «размен» и как правильно его использовать?

 Игра друг с другом.

№3Правила игры в русские шашки. Основы тактики. Что такое «размен» и как правильно его использовать? Ходы простой и дамки.

№4 Правила игры в русские шашки. Превращение простой в дамку. Сила дамки.

 

Ноябрь №1 Правила игры в русские шашки. Повторение. Превращение простой в дамку. Сила дамки. Игра друг с другом

№2Наблюдение. Игра друг с другом.

№3 Наблюдение. Игра друг с другом.

№4Что такое диагональ, центр. Учение и показ.

№5Повторение. Что такое диагональ, центр.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

Декабрь №1 Основы тактики. Что такое «удар»?

№2 Повторение. Основы тактики. Что такое «удар»?

№3 Учение. Решение одноходовых комбинаций с несколькими шашками.

№4 Решение одноходовых комбинаций с несколькими шашками.

№5 Что такое «колонна»? Комбинационные признаки и элементы комбинаций. Правильное построение «ударной колонны».

№6 Повторение. Правильное построение «ударной колонны».

№7 Игра друг с другом. Микроматч.

№8 Основы позиционной игры. «Золотая» шашка – элемент защиты.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

Январь №1 Повторение. Основы позиционной игры. «Золотая» шашка – элемент защиты. Игра друг с другом.

№2 Основы позиционной игры. Отсталые и висячие шашки.Решение одноходовых комбинаций.

№3 Повторение. Основы позиционной игры. Отсталые и висячие шашки. Игра друг с другом.

№4 Краткий рассказ о стоклеточной шашке. Чем отличается игра в русские шашки от стоклеточной шашки?

№5 Повторение. Краткий рассказ о стоклеточной шашке. Чем отличается игра в русские шашки от стоклеточной шашки? Игра друг с другом.

№6 Знакомство с шахматными часами. Игра друг с другом на время.

№7 Основы тактики. Простые ловушки в окончании. Простые одноходовые удары.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

Февраль №1 Что такое соревнование?Соревнование между группами.

№2 Что такое соревнование?Соревнование между группами.

№3 Основы тактики. Что такое «нападение» и как правильно его использовать? Защита от нападения.

№4 Повторение. Основы тактики «Нападение». Игра друг с другом на время.

№5 Одновременная игра. Сеанс.

№6 Решение одноходовых комбинаций.

№7 Основы тактики. Простые ловушки в окончании. Простые одноходовые удары.

№8 Игра друг с другом на время.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

Март №1 Краткая справка. Что такое колонна? Диагональ? Игра друг с другом.

№2 Краткая справка. Что такое золотая шашка? Отсталая шашка? Висячая шашка? Игра друг с другом.

№3 Одновременная игра. Сеанс.

№4 Типовые комбинационные механизмы. Комбинационный удар (каблучок).

№5 Типовые комбинационные механизмы. Комбинационный удар (каблучок).

№6 Приемы игры в окончаниях без дамок. Оппозиция.

№7 Легкие и наиболее сложные комбинации. Игра.

№8 Приемы игры в окончаниях без дамок. Оппозиция.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

Апрель №1 Основы тактики. Что такое «жертва» и как правильно ее использовать?

№2 Повторение. Основы тактики. Что такое «жертва» и как правильно ее использовать?

№3Игра друг с другом на время.

№4 Приемы игры в окончаниях без дамок. Оппозиция.

№5 Приемы игры. Как попасть в дамку? Решение комбинаций.

Консультация, беседа с родителями воспитанников.

 

Май №6 Итоговое занятие. Кто чему научился?

№7 Итоговое соревнование между группами.

№8 Итоговое соревнование между группами.

 

 

  1. КРУЖОК «ШКОЛА ШАХМАТА»

 

В работе кружка реализуются программы:

—  «Шахматы первый год или учусь и учу», автор  И.Г.Сухин Обнинск «Духовное возрождение», 2015;

— «Шахматы второй год или учусь и учу» автор  И.Г.Сухин Обнинск «Духовное возрождение», 2015.

— «Саахымаккаманнайгыхардыылар» автор М.Е. Картузова, Е.К. Охотина.

Цель программы: развитие логического мышления через игру шахматы.

 

Задачи программы:

  1. Образовательная:

Расширить кругозор, пополнить знания, активизировать мыслительную деятельность дошкольника, учить ориентироваться на плоскости, тренировать логическое мышление и память, наблюдательность, внимание и т.п.

  1. Воспитательная:

Выработать у ребенка настойчивость, выдержку, волю, спокойствие, уверенность в своих силах и стойкий характер.

  1. Общеразвивающая:

Окунуть детей в мир сказок и превращений обыкновенной доски и фигур в волшебные, заинтересовать красотой и изяществом отдельных ходов, шахматных комбинаций. Научить находить в обыкновенном – необыкновенное, получать эстетическое наслаждение, восхищаться удивительной игрой. Обогащать детскую фантазию. Помочь детям стать сильными духом, преодолеть себя, достичь вершин мастерства. Воспитывать лидерство, стремление стать первым, завоевывать высшие награды и титулы. Развивать организованность, гармоничное физическое и интеллектуальное развитие через длительные тренировки для поддержания формы, самообладания и эмоциональной устойчивости.

 

  1. Объем и реализация рабочей программы

Рабочая программа рассчитана на два года обучения для детей старшего дошкольного возраста, с проведением одного занятия в неделю во второй половине дня.

В центре внимания находиться личность ребенка. Дети через игру в шахматы имеют возможность осуществить свои интересы, планы, замыслы.

 

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы воспитанником:

Максимальная учебная нагрузка воспитанника составляет 72 часа, в том числе:

  • в первом году обучения 36 часов;
  • во втором году обучения 36часов.

 

  1. Планируемые результаты освоения программы

Воспитанники должны:

  • иметь представление о шахматной доске, ориентироваться на ней;
  • различать и называть шахматные фигуры;
  • правильно расставлять шахматные фигуры на шахматной доске в начальное положение;
  • иметь представление об элементарных правилах игры;
  • играть малым числом фигур;
  • иметь представление об истории шахмат;
  • владеть основными шахматными терминами;
  • правильно применять элементарные правила игры;
  • иметь представление о некоторых простых тактических приемах.

 

 

Приложение план – программа «волшебные шахматы»

дополнительная образовательная услуга

в старшей и подготовительной группе

 

Годовой план по шахматам

дополнительной образовательной услуги

в старшей и подготовительной группе на 2019-2021гг.

 

Наименование разделов и тем Количество часов
Всего в том числе
теоретических Практических
Раздел 1   Шахматная доска 8 6 2
   Тема 1.1   Шахматная доска 3 2 1
   Тема 1.2   Элементы шахматной доски 5 4 1
Раздел 2   Шахматные фигуры 28 16 12
   Тема 2.1   Пешка 10 5 5
   Тема 2.2   Ладья 8 4 4
   Тема 2.3  Слон 3 2 1
   Тема 2.4  Ферзь 2 1 1
   Тема 2.5  Конь 2 1 1
   Тема 2.6  Король 3 3
Первый год обучения 36 22 14
Раздел 3  Шахматные позиции 36 23 13
   Тема 3.1  Повторение 4 3 1
   Тема 3.2  Рокировка 3 2 1
   Тема 3.3 Конь 7 6 1
   Тема 3.4  Король 5 2 3
   Тема 3.5  Тактические приемы 17 10 7
Второй год обучения 36 23 13
Всего 72 45 27

 

 

 

  1. КРУЖОК «ЛЕГО»

 

Цель программы: предварительное обучение Лего-конструированию, как основа развития интеллекта, коммуникативных способностей детей посредством конструкторской деятельности.

Пояснительная записка

В связи с введением в систему дошкольного образования федеральных государственных требований педагогам открываются большие возможности использования новых педагогических технологий, методик, различных видов дидактического материала. Наиболее популярным оборудованием на сегодняшний день считаются материалы Лего, в которые входят различные виды конструкторов. Материал Лего является универсальным и многофункциональным, поэтому он может использоваться в различных видах деятельности. Внедрение Лего-технологий в образовательный процесс дает возможность осуществлению интегративных связей между образовательными областями. Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для её достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Программа «Лего-конструирование в ДОУ» предлагает использование образовательных конструкторов LEGO как инструмента для обучения дошкольников конструированию, моделированию на играх-занятиях Лего.

Программа является предварительнойподготовкой к дальнейшему изучению ЛЕГО-конструирования с применением компьютерных технологий.

Программа составлена с учетом методических рекомендаций Л.Г. Комаровой «Строим из ЛЕГО».

Задачи

  1. Расширять представления детей об окружающей действительности, познакомить с профессией архитектор, инженер-конструктор.
  2. Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога, собственным замыслом и передавать особенности предметов средствами конструктора ЛЕГО
  3. Умения согласовывать свои действия с партнерами по игре и собственно-конструктивной деятельности.
  4. Развивать: произвольность психических процессов, абстрактно-логических и наглядно-образных видов мышления и типов памяти, основных мыслительных операций, основных свойств внимания, мелкую моторику рук, творческие способности, познавательный интерес, навыки общения.
  5. Закреплять навыки ориентировки в пространстве.
  6. Обучать: вариативным способам крепления ЛЕГО-элементов, планированию процесса создания собственной модели и собственного проекта.
  7. Воспитывать потребность в сотрудничестве, взаимодействии со сверстниками, аккуратность.

Программа предназначена для детейдошкольного возраста (3-7 лет). Предполагает проведение одного кружкового занятия по ЛЕГО-конструированию в неделю во второй половине дня с продолжительностью 10-30 минут, а также интеграцию содержания с другими образовательными областями. Общее количество учебных занятий в год — 36 для каждой возрастной групп.

 

Предполагаемые результаты:

-дети будут иметь представления о деталях Лего-конструктора и способах их соединений; об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса; о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов; о связи между формой конструкции и ее функциями;

— сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением;

-дети научатся анализировать и делать простые умозаключения; усвоят алгоритмы исследования объектов; научатся ставить цель и находить пути ее достижения, будут проявлять самостоятельность в поиске решений;

— появится интерес к самостоятельному изготовлению построек , умения применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций;

— улучшатся процессы восприятия, памяти, мышления, внимания;

-повысится интерес и мотивация к обучению, дети будут быстрее включаться в активный познавательный процесс;

— сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца;

-совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, группе.

 

 

Способы определения их результативности:

Основным методом определения результативности является педагогическое наблюдение за процессом деятельности дошкольников, а также педагогический анализ результатов деятельности(детских работ).

 

Тематический план

2 младшая группа – средняя группа

 

Тема Содержание  работы Кол. занятий
1 Знакомство с конструктором Лего Дать детям начальноепредставления оконструкторе. Активизироватьвнимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения. 1
2 Путешествие по стране Лего Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего.

Развивать познавательный интерес.

1
3 Сказочная страна Лего

(спонтанная игра с конструктором)

Формировать практические умения работы с конструктором. 1
4 Город Лего (знакомство с

видами деталей, игры с

деталям

Дать детям знания о названиях деталей Лего- конструктора и способы крепления, (кирпичик, пластина, горка, покатая горка, кронштейн, куполообразный кирпичик), активизировать внимание, память 2
5 Графическое задание

«Нарисуй деталь»

Закреплять названия деталей, развитие мелкой моторики рук, активизировать внимание, память 2
6 Волшебные узоры (игры на

Со

ставление из деталей

различных симметричных

узоров

Учить составлять симметричные узоры. Развитие логического мышления, сенсомоторики. 2
7 Весёлые кирпичики (игры на

составление моделей с

использованием 2-3 цветов)

Учить детей различным способом комбинирования деталей (цвет, форма). Развивать творческую инициативу. Воспитывать усидчивость. 2
8 Таинственный гость

(составление несложной

модели под диктовку)

Формировать умения действовать в соответствии с инструкцией педагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. 1
9 Знакомствос профессией

архитектора, инженера-конструктора

Формирование представлений о труде архитектора, инженера-конструктора. Развивать познавательный интерес к труду и продуктам труда данных профессий. 2
10 Цветные кубики Способствовать детскому экспериментированию с различными материалами. Формировать умение работать в паре. Воспитывать желание помогать друг другу. 2
11 Постройка ворот и арок Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. 2
12 Фигура мальчика и девочки Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать целеустремлённость. 2
13 Подарок папе (конструирование самолета) Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать чувство уважения к папе. 2
14 Подарок маме

(конструирование цветка)

Учить конструировать часть объекта по инструкции педагога с последующим достраиванием по собственному замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать чувство уважения к маме. 1
15 Конструирование на

свободную тему

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость 2
16 Строим мебель:

— диван.

— кресло

— журнальный столик.

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. 2
17 Конструирование на тему

«Дом, в котором я живу»

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать любовь к малой Родине. 2
18 Моделирование животных

— лошадка

-поросята

-корова

Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужныедетали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. 2
19 Создание постройки

любимого животного

Учить детей конструировать по заданной теме. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Продолжать формировать умение работать в паре. Воспитывать целеустремлённость. 1
20 Конструирование заборчика,

елочек.

Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. 2
21 Создание проекта

«Деревенский домик»

Учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы 2
Итого: 36

 

 

Старшая-подготовительная группа

Наименование тем Содержание  работы Количество занятий
1 Сказка про странуЛего

(знакомство с Лего и его

Историей

Дать детям представления о происхождении конструктора, его разработчике. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес, навыки общения. 1
2 Лего — интересная страна

(продолжение знакомства с

конструктором Лего)

Продолжать знакомить детей с разнообразием конструкторов Лего. Развивать коммуникативные умения, познавательный интерес. Воспитывать интерес к постройкам. 1
3 Техника безопасности на

занятиях по ЛЕГО-

конструированию.

Повторить с детьми правила работы с конструктором, названия деталей и способов их крепления. Развитие коммуникативных умений, познавательного интереса. Воспитывать интерес к постройкам 1
4 Конструирование на тему:

«Как мы отдыхали летом»

(по замыслу)

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать усидчивость. 1
5 «Угадайте кто?»

(составление модели поддиктовку)

Закреплять умения действовать в соответствии с инструкциейпедагога. Активизировать внимание. Развивать познавательный интерес. 1
6 Улица города

(конструирование фасадов

домов)

Закреплять умение конструировать по образцу. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу. 2
7 Проект «Лего-город» Продолжать учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности. Закреплять с детьми названия знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы. 2
8 Транспорт города

— скорая помощь

— погрузчик

— автобус

— автомобиль

Закреплять умение конструировать с использованием опорных схем. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу 3
9 Ремонтная мастерская для

Машин

Закреплять умение конструировать с использованием технических карт. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать желание помочь друг другу. 2
10 К нам приходит Новый год

(конструирование по

замыслу)

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать интерес к постройкам. 2
11 Конструирование модели

Корабля

Закреплять умение детей конструировать по схеме. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек. 2
12 Конструирование модели

Маяка

Закреплять умение детей конструировать по схеме.Активизировать внимание, мышление. Воспитывать их интерес к сооружению построек 2
13 Моделирование зверей по

Рисунку

Учить конструировать модель по рисунку. Развивать творческие способности, мышление. Воспитывать усидчивость. 2
14 Конструирование на

свободную тему «Мой

любимый сказочный герой»

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать творческие способности. Воспитывать интерес к постройкам. 1
15 Подарок папе Закреплять умение конструировать по рисунку. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать чувство уважения к папе. 1
16 Подарок маме Закреплять умение конструировать по рисунку. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Активизировать внимание. Воспитывать чувство уважения к маме. 1
17 Конструирование дома (по

условиям: 2 этажа, балкон,

крыльцо).

Учить детей конструировать по условиям. Побуждать детей самостоятельно отбирать нужные детали в соответствии с характером постройки. Воспитывать интерес к постройке 1
18 Улица города Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы. 1
19 Площадь города Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы. 1
20 Проект “мой любимый город” Продолжать учить детей заранее обдумывать характер будущей постройки, называть ее, определять особенности.знакомых деталей. Учить отбирать материал в соответствии с типом постройки; развивать творческую инициативу. Воспитывать навыки коллективной работы, поощрять дружеские взаимоотношения во время совместной работы. Закреплять с детьми названия 1
21 Моделирование

космического корабля

Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы 2
22 Подъёмный мост Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы 2
23 Спортивный автомобиль Закреплять умение детей конструировать по заданной тематике с использованием опорных схем. Активизировать внимание, мышление. Воспитывать интерес к сооружению построек, навыки коллективной работы 2
24 Итоговое занятие

(конструирование на

свободную тему)

Способствовать умению конструировать по собственному замыслу. Развивать познавательный интерес. Воспитывать целеустремлённость. 1
Итого 31

 

2.3.  ОСОБЕННОСТИ СОДЕРЖАНИЯ ИПЛАНИРОВАНИРОВАНИЯ ПРОГРАММЫ

 

Структурной особенностью программ является тематическое планирование. Планируя работу кружка, педагог может выбирать для каждой темы различные формы работы, учитывая оснащенность и специфику творческой деятельности. 

Содержание программ базируется на детских интересах и запросах родителей (законных представителей). Все темы занятий кружков, входящие в Программу, подобраны по принципу нарастания сложности дидактического материала и творческих заданий, что дает возможность ребенку распределять свои силы равномерно и получить желаемый результат. Возможно внесение изменений в содержательную часть Программы на последующие годы реализации, с учетом интересов воспитанников, пожеланий родителей (законных представителей). Программа раскрывает структуру организации,    последовательность осуществления, информационное, технологическое и ресурсное обеспечение дополнительного образования, является индивидуальным  образовательным  маршрутом  личности, содержащим возможности выхода на определенный уровень развития и решению задач дополнительного образования. 

Перспективный план рассчитан на 1 год дополнительного образования.

Тема занятий, методы и приемы решения задач, выбор практического материала корректируются, варьируются в зависимости от способностей детей, их интересов и желаний, времени года, выбора темы и т.д.    

 

2.4. ОСОБЕННОСТИ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО КОЛЛЕКТИВА С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ

 

Одним из направлений деятельности ДОУ по дополнительному образованию детей является взаимодействие с родителями (законными представителями).

Используются  следующие  формы работы: 

  • открытый просмотр занятий;
  • индивидуальные беседы, консультации по запросам родителей (законных представителей); 
  • тематические родительские собрания;
  • праздники, развлечения;
  • анкетирование, опрос.

Выбор разделов дополнительной образовательной программы осуществляется родителями (законными представителями) по желанию и интересами  детей. Процедура выбора дополнительной общеобразовательной  программы  предполагает  ознакомление  с  нормативными  документами,  регламентирующими деятельность образовательного учреждения по оказанию дополнительных образовательных услуг и содержанием дополнительной общеобразовательной программы.  Информирование родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о процессе реализации дополнительной общеобразовательной программы осуществляется в формах:

  • групповые родительские собрания;
  • индивидуальных собеседований и консультаций;

Прекращение реализации дополнительной общеобразовательной программы возможно по  усмотрению  родителей  (законных  представителей)  воспитанников  и  образовательного учреждения в случаях: 

  • признание родителями (законными представителями) воспитанников и (или) образовательного учреждения нецелесообразным дальнейшее освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы;
  • нежелания воспитанником  осваивать  дополнительную  общеобразовательную программу;
  • неудовлетворенность родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ качеством образовательных услуг; 
  • противопоказания по состоянию здоровья.

Процедура реализации дополнительной общеобразовательной программы включает:

  • подача личного заявления родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ о прекращении реализации дополнительной общеобразовательной программы или направление образовательным учреждением письменного уведомления родителям (законным  представителям) о нецелесообразности дальнейшей реализации данной программы;
  • ознакомление родителей (законных представителей) воспитанников ДОУ с процессом и результатами освоения детьми дополнительной общеобразовательной программы. 

План работы с родителями

по вопросам познавательно- интеллектуального развития детей

и  обучения игре в шахматы  

Дата Мероприятие Цель Ответственный
СЕНТЯБРЬ Анкетирование родителей «Что мы знаем об  игре в шахматы?» Выявление компетентности и   отношения родителей к  игре. Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.
Встреча с родителями

«Давайте познакомимся»

Знакомство с программой «Шахматная школа» (ее цель, задачи, предполагаемые результаты, механизм реализации, содержание) Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

 

Семинар — практикум

« Возможности семьи в интеллектуальном развитии ребенка»

 

Повышение компетентности родителей, заинтересовать вопросами развития ребенка. Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.
ОКТЯБРЬ Игровая викторина «Вопрос-ответ»

 

Изучение и анализ  позиции семьи в отношении увлечения детей. Педагог — психолог Обудова Л.И. , педагог доп. обр. Никитина Н.Р.
Оформление

тематической  папки

«Что такое шахматы»

Консультирование по

 актуальным вопросам

Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.
Тренинг- практикум

«Специфика взаимоотношения с детьми,  играющими в шахматы»

Повышение компетентности родителей Педагог- психолог Обудова Л.И.

Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

НОЯБРЬ Памятка

«Полезные советы для родителей»

 

Индивидуальное

просвещение родителей  по актуальным вопросам при обучении игре в шахматы.

Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.
Родительская гостиная

«Хитрые вопросики»

Повышение компетентности родителей в вопросах познавательно-интеллектуального развития старших дошкольников. Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

 

ДЕКАБРЬ Дни открытых дверей:

«Посмотрите, как мы играем в шахматы».

Ознакомление с результатами  деятельности группы по шахматному образованию за первое полугодие. Воспитатели старших и подготовительных групп
ЯНВАРЬ Родительский клуб

«Шахматисты»

Повышение компетентности родителей в вопросах культуры общения во время  игр. Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

.

ФЕВРАЛЬ Мастер-класс

«Путешествие в страну  шахматных фигур».

Знакомство со спецификой  проведения  занятий Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.
МАРТ Выставка рисунков

«В стране шахматных фигур»

( совместные работы детей и родителей)

Анализ  формирования представлений о шахматных фигурах и  игре в шахматы Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

и родители

АПРЕЛЬ Родительский клуб

(встреча за круглым столом)

«Поделись опытом»

Презентация семейного опыта «Как мы поддержали своего ребенка в кругу семьи» Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

Родители

МАЙ Праздник

«В стране Шахматной королевы»

 

Активизация совместной деятельности детей с родителями. Педагог дополнительного образования Никитина Н.Р.

Родители

 

Работа с родителями по «Лего-конструирование»

План

№ п/п Мероприятие Месяц
1 Родительское собрание Сентябрь, май
2 Консультации В течение года
3 Выставка детских работ В течение года
4 Совместная работа детей и родителей «Новый год спешит к нам в гости» Декабрь
5 Оформление стендового материала, помощь в составлении игротек В течение года
6 Конструируем с папой Февраль
7 Конструируем с мамой Март
8 Участие в интернет конкурсах В течение года
9 Пополнение уголков «Лего» В течение года

 

 

 

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

 

3.1. МОДЕЛЬ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

Численный состав кружков определяется в соответствии с психолого-педагогической целесообразностью вида деятельности; расписание занятий кружков составляется с учетом интересов и возможностей воспитанников в режиме дня в вечернее время; продолжительность занятий устанавливается исходя из образовательных задач, психофизической целесообразности, санитарно-гигиенических норм. Особенности организации детей определены направленностью, функциями дополнительных образовательных планов. Организуя работу в рамках дополнительного образования, педагоги учитывают интересы детей:

  • к выбору кружка, досуговых мероприятий;
  • добровольность выбора их детьми;
  • возрастные особенности детей; 
  • решение воспитательных и образовательных задач в единстве с основной образовательной программой детского сада;
  • создание комфортной обстановки, способствующей развитию свободной творческой личности; 
  • нормы нагрузки на ребенка.  

Занятие проводится в групповой комнате или в специально оборудованном помещении  детского сада.  Формы работы подвижные, разнообразные и меняются в зависимости от поставленных задач. Кружковая работа проводится с подгруппой детей (8-10 человек) среднего, старшего дошкольного возраста (с 4 до 7 лет). Продолжительность занятий зависит от возраста воспитанников. Занятия в кружке комплексные, интегрированные, не дублируют ни одно из занятий Основной образовательной программы. Они являются надпрограммными и закладывают основу успешной деятельности в любой области, в процессе систематических занятий, постепенно, с постоянной сменой задач, материала и т.д. Такой подход дает возможность заинтересовать ребенка и создать мотивацию к продолжению занятий.  На занятиях в кружках менее жесткая система развития познавательных способностей каждого ребенка, запуск механизмов саморазвития для дальнейшей самореализации в выбранной области.  Программа предполагает широкое использование иллюстративного, демонстрационного материала; использование методических пособий, дидактических игр, инсценировок, сочинений, являющихся итогом работы педагога.

 

3.2. МЕТОДЫ, ФОРМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

В проведении кружковой работы используются разнообразные методы и приемы работы с воспитанниками: детям предоставляется больше свободы и самостоятельной творческой инициативы при доброжелательном и компетентном участии взрослых. Такие методы как игровые, исследовательские, творческие задания, экспериментирование помогают детям творчески реализовываться.

Объяснительно-иллюстративный метод в Программе используется при сообщении учебного материала для обеспечения его успешного восприятия. Он раскрывается с помощью таких приемов, как беседа, рассказ, работа с иллюстрациями, демонстрация опыта.

Репродуктивный метод — формирование навыков и умений использования и применения полученных знаний. Суть метода состоит в многократном повторении способа деятельности по заданию педагога.

Частично-поисковый или эвристический. Основное назначение метода —  постепенная подготовка обучаемых к самостоятельной постановке и решению проблем.   Немаловажными в работе с детьми являются используемые методы воспитания –

Методы стимулирования и мотивации: создание ситуации успеха помогает ребенку снять чувство неуверенности, боязни приступить к сложному заданию. Метод поощрения, выражение положительной оценки деятельности ребенка, включает в себя как материальное поощрение (в форме призов) так и моральное (словесное поощрение, вручение грамот, дипломов). Используемые методы способствуют обеспечению высокого  качества  учебно-воспитательного процесса и эффективному освоению воспитанниками знаний и навыков, развитию творческих способностей.

При реализации Программы предусматриваются различныеформы занятий: практические занятия (направлены на отработку умений выполнения различных видов деятельности): творческая, экскурсии, конкурсы, выставки, концерты.    

Основными формами реализации дополнительной общеобразовательной  программы детей, являются:

  • развивающие занятия с подгруппой детей (в основе которых лежит личностно-ориентированная модель взаимодействия педагога и ребенка);
  • игры;
  • игры-тренировки;
  • интегрированные двигательно-познавательные занятия;
  • занятия путешествия;
  • обыгрывание ситуаций;
  • экскурсии;
  • презентации.

 

3.3.УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

 

Условия для занятий кружков:

  1. Проходят в оборудованном помещении.
  2. Подбор традиционного и нетрадиционного материала и инструментов для познавательной деятельности детей.
  3. Систематизация материала по развитию логики воспитанников: стихи, загадки, пословицы, поговорки с целью активизации деятельности детей, расширения представлений о шахматах.
  4. Изготовление атрибутов для шахмат с целью расслабления, укрепления мелких мышц руки.

 

  • ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕДМЕТНО-ПРОСТРАНСТВЕННОЙ СРЕДЫ

 

  • соответствие санитарно — эпидемиологическим правилам и нормативам;
  • соответствие правилам пожарной безопасности;
  • средства обучения и воспитания в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями развития детей;
  • оснащенность помещений развивающей предметно-пространственной средой;
  • учебно-методический комплект, оборудование, оснащение

 

Паспорт холла

Искусственное освещение 8 ламп;
Естественное освещение 2 окна
Температурный режим 21°С,
Пол Кафель
Стены Бетонные
   

 

 

 

Наименование инвентаря Количество
1 Учительский стол 1
2 Учительский стул 2
3 Шахматно-шашечные столы 3
4 Книжная полка 1
5 Тумбочка 1
6 Демонстрационная доска 1
7                                            Стулья 8
8 Диван 1
9 Трехместный стол 1
10 Уголок 1
11 Стенка «Веселый паровозик» 1
12 Моноблок 1
13 Принтер 1
14 Телевизор 1
15 Комплекты Лего конструкторов 3 ящик
16 Шахматный набор 4
17 Набор шашек 6
18 Палас 1
19 Комплекты по робототехнике большие 2
20 Комплекты по робототехнике средние 4
21  Набор логоробота Пчелка 1

 

 

3.5. КАДРОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ПРОГРАММЫ

 

Никитина Надежда Родионовна – педагог дополнительного образования (курсы, диплом)

Образование:

— ФГАОУ ВПО «Северо — Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» 130301.65 – «Геологическая съемка, поиски и разведка месторождений полезных ископаемых» 2014г.

— ФГАОУ ВПО «Северо — Восточный федеральный университет имени М.К. Аммосова» Институт непрерывного профессионального образования  № 27 025707«Учитель географии и экологии» 2017г.

— ЦНОИ г. Санкт – Петербург, по программе 342409276799 «Педагогическое образование: педагог дополнительного образования детей и взрослых» 2019г.

Курсы:Министерство образования и науки Республики Саха (Якутия) ГАНОУ РС(Я) «Республиканский ресурсный центр «Юные якутяне». Тема: «Современные формы работы в системе дополнительного образования» 16 ч.

Автономная некоммерческая организация дополнительного профессионального образования «Центр инновационного развития образования». Тема: «Создание специальных образовательных условий для детей с ограниченными возможностями здоровья в образовательной организации» 24 ч.

3.6. МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

 

  1. Наличие утвержденной образовательной программы дополнительного образования.
  2. Методические разработки по модулям программы.
  3. Наглядные пособия, образцы изделий.
  4. Демонстрационные материалы.
  5. Специальная литература (журналы, книги, пособия, справочная литература).
  6. Диагностический инструментарий.

 

 

 

 

 

3.7. РАСПИСАНИЕ  ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

График кружковой работы в группе «Кунчээн» (2 младшая группа)

Среда: «Лего»

График кружковой работы в средней группе.

  Вторник Четверг
1 неделя “Лего” “Лего”
2 неделя “Дуобатдьиктихонуута” “Дуобатдьиктихонуута”
3 неделя “Лего” “Лего”
4 неделя “Дуобатдьиктихонуута” “Дуобатдьиктихонуута”

 

 

 

 

График кружковой работы в старшей группе.

  Вторник Четверг
1 неделя «Школа шахмата» “Дуобатдьиктихонуута”
2 неделя “Дуобатдьиктихонуута” «Лего»
3 неделя «Лего» «Школа шахмата»
4 неделя «Школа шахмата» “Дуобатдьиктихонуута”

 

 

График кружковой работы в подготовительной группе

 

  Вторник Среда Четверг
1 неделя “Дуобатдьиктихонуута” «Лего» «Школа шахмата»
2 неделя «Лего» «Школа шахмата» “Дуобатдьиктихонуута”
3 неделя «Школа шахмата» “Дуобатдьиктихонуута” «Лего»
4 неделя “Дуобатдьиктихонуута” «Лего» «Школа шахмата»

 

 

 

 

 

 

3.8. ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА

 

  1. Карпов, А. Е. Учитесь шахматам [текст]/ А. Е. Карпов. — М.: Эгмонт Россия Лтд, 2004;
  2. Карпов, А. Е. Школьный шахматный учебник [текст]/ А. Е. Карпов, А. Б. Шингирей. — М.: Русский шахматный дом, 2005;
  3. Костров, В. В. Шахматный учебник для детей и родителей [текст]/ В. В. Костров, Д. А. Давлетов. — СПб.: Литера, 2005;
  4. Мазаник, С.В. Шахматы для всей семьи [текст] / С.В. Мазаник. — СПб.: Питер, 2009;
  5. Петрушина, Н. М. Шахматный учебник для детей [текст]/ Н. М. Петрушина – Ростов н/Д Феникс, 2006;
  6. Сухин, И. Г. Удивительные приключения в Шахматной стране [текст]/ И. Г. Сухин. — Ростов н/Д: Феникс, 2004;
  7. Сухин, И. Г. Шахматы для самых маленьких [текст]/ И. Г. Сухин. — М.: Астрель; АСТ, 2000;
  8. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Там клетки черно-белые чудес и тайн полны[текст]: учебник для 1 класса четырехлетней и трехлетней начальной школы/И. Г. Сухин – Обнинск Духовное возрождение, 1998;
  9. Сухин, И. Г. Шахматы, первый год, или Учусь и учу[текст]: пособие для учителя / И. Г. Сухин. — Обнинск: Духовное возрождение, 1999;
  10. Хенкин, В.Л. Шахматы для начинающих [текст] / Виктор Хенкин.— М.: Астрель: АСТ, 2008;