Страницы
Календарь
Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

postheadericon Организация деятельности ДОУ, как условие развития детской одаренности.

Организация деятельности ДОУ, как условие развития детской одаренности.

 

СлепцоваЭнгельсина Валерьевна

Старший воспитатель

МБДОУ Черкехский ЦРР детский сад «Аленушка»

МР «Таттинский улус РС(Я)»

 

Аннотация: В статье изложена актуальная проблема обучения и воспитания детской одаренности в детском саду, модель организации деятельности, направления работы в ДОУ.Используемые педагогами современные образовательные технологии при работе. А также традиционные мероприятия, конкурсы, развлечения, кружки, способствующие развитию детской одаренности

Ключевые слова: проект «Хочу все знать»,модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать», современные образовательные технологии.

Одна из актуальнейших проблем дошкольного обучения, воспитания и развития в нашей стране и за рубежом — проблема обучения и развития одаренности и способности у детей.

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, они же гении». Однако подробный анализ жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что они не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование (Масара Ибука «После трех уже поздно»).

Наш детский сад с 2015 года, является пилотным детским садом проекта «Создание эффективно системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» и работает по проекту «Хочу все знать».

Цель проекта: создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
  • Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
  • Повышение педагогического мастерства и личностного роста педагогов;
  • Создать условие для мотивации родителей детей с признаками одаренности, объединить усилия по развитию творческого потенциала детей.
  • Развивать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям народа Саха, стремление сохранять традиции и национальные ценности.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:

  • принцип учета возрастного и индивидуального развития;
  • признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип регионализации.

Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

Модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать»

 

 
   

 

 

 

       
 
Кружковая работа,

индивидуальная работа

 

 
   
Современные образовательные технологии

Формы и методы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с одаренными детьми введется по трем направлениям:

  1. Работа са детьми;
  2. Работа с педагогами;
  3. Работа с родителями
  4. Работа с детьми.
  • Выявление задатков одаренности (по методике А.И.Савенкова «Карта одаренности»)
  • Создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей (образовательная среда, разновозрастная группа, предметно-пространственная среда, создание условий для свободной игры);
  • Организация кружков и индивидуальной работы;
  • Создание условий для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней (проводятся традиционные конкурсы);
Направления развития способностей Кружки, проекты Мероприятия, конкурсы
Интеллектуальные — Кружок «В мире шахмат»

— Кружок «Чудо шашки»

-Блиц турнир по шахматам, шашкам;

-Конкурс «На балу у шахматной королевы»

Естественно-технические -Кружок «Юный исследователь» -Конкурс «То5ус тегул то5о»;

-Смотр –фестиваль «Волшебный вечер науки»

Логико-математические -Кружок «Робототехника»;

-Проект «Настольные игры»

— Математическая олимпиада «На балу у королевы Чисел»

— Соревнования по группам «Настольные игры»

Лингвистическо-филологические -Проект «Технология СЭДИП: формирование ценностных ориентиров детей дошкольного возраста на материале олонхо»

— Студия речевого развития «Колокольчик».

-Конкурс «Этэр тыл эгэлгэтэ» (внутрисадовский, улусный, республиканский;

-Викторина «Я знаю»;

— Вечер поэзии.

-Проект «Звуки природы»

Музыкально-исполнительские — Фольклорный кружок «Ручеек»

— Вокальная студия «Улыбка»

-Музыкальные гастроли «В гости малышам»;

-Конкурс «Угадай мелодию»;

-Проект «День музыки»

Театрально-артистические -Театральная студия «Чудесный мир сказок» -Фестиваль сказок

-Фотовыставка «Я люблю» (по 4 временам года)

Художественно-изобразительные -Индивидуальная работа с одаренными детьми по группам «Волшебное тесто», «Чудо кисточка», «Умелые пальчики», -круглогодичная творческая выставка;

— Различные конкурсы по месяцам;

 

Лидерско-коммуникативные -Проект «Зажги свою звезду»;

 

-Ведение «Портфолио достижений»;

-Стенд «Звездочки детского сада»

Двигательно-спортивные -Кружок «Звездочка»;

— Проект «Национальные движения народа Саха»;

-Танцевальный ансамбль «Алаас о5олоро»

-Конкурс «Маленький Боотур»;

— Квест игра «По тропинкам тайги»;

-Проект «День танца»

Творческого мышления -Проект «Маленький кулинар» -Проект «День сладкоежек»;

-Проект «Поделки из бросового материала»

 

  1. Работа с педагогами
  • Повышение уровня профессионализма педагогов. Формы работы: дни открытых дверей, организация выставок, обучение в проблемных курсах, всеобучи, лектории, семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом, взаимопосещения,участие в конкурсах разработок;
  • Овладение современными педагогическими технологиями. Изучение, поиск, обобщение, открытый показ современных педагогических технологий. Используемые педагогами в работе с одаренными детьми современные педагогические технологии: НООГЕН технология, технология проектной деятельности,кейс технологии, здоровьеформирующие образовательные технологии, коррекционная технология, ТРИЗ технология, квест технология, ИКТ технология, СЭДИП технология.
  • Школа «Молодого педагога»,цель работы с молодыми педагогами, оказание практической, психологической помощи молодым педагогам в вопросах изучения, совершенствования теоретических и практических знаний, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
  1. Работа с родителями.
  • Создание единого образовательного пространства : ДОУ + родители + социум.
  • Школа «Молодого родителя»,помощь молодым родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребенка, формирование психолого-педагогической грамотности. Форма работы: Мастер-классы, совместные творческие работы, проекты с детьми, концерты, экскурсии, вечера-отдыха, консультации.
  • Использование проектного метода в работе с родителями детей дошкольного возраста и социума.
  • «Школа бабушки, дедушки».Воспитание детей посредством общения с бабушками и дедушками.Возродить и развить в детях национальную культуру, передача народной мудрости, знаний, обычаев старшим поколением, вовлечение старшее поколение и родителей в педагогический процесс,способствовать возрождению лучших традиций воспитания в семье. Форма работы: посиделки, совместная деятельность с детьми, походы, экскурсии, мастер-классы, вечера –отдыха, совместный труд.

Таким образом, представленная нами организация работы ДОУ способствует развитию детской одаренности, творческого потенциала детей и сохранению традиций и национальных ценностей, обычаев.

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. М. 1994. Издательство Знание;
  2. Масару Ибуки, После трех уже поздно.  Альпинп нон-фикшн 2015,
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998. Народное образование;
  4. Стив Биддалф. Как развить мозг ребенка. М.2011. РИПОЛ классик;
  5. Чехордуна Е.П. СЭДИП технология. ЫК. 2016
  6. Эдвард де Боно. Учите своего ребенка мыслить. Минск. 2014. Попурри

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.