Организация деятельности ДОУ, как условие развития детской одаренности.
СлепцоваЭнгельсина Валерьевна
Старший воспитатель
МБДОУ Черкехский ЦРР детский сад «Аленушка»
МР «Таттинский улус РС(Я)»
Аннотация: В статье изложена актуальная проблема обучения и воспитания детской одаренности в детском саду, модель организации деятельности, направления работы в ДОУ.Используемые педагогами современные образовательные технологии при работе. А также традиционные мероприятия, конкурсы, развлечения, кружки, способствующие развитию детской одаренности
Ключевые слова: проект «Хочу все знать»,модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать», современные образовательные технологии.
Одна из актуальнейших проблем дошкольного обучения, воспитания и развития в нашей стране и за рубежом — проблема обучения и развития одаренности и способности у детей.
С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, они же гении». Однако подробный анализ жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что они не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование (Масара Ибука «После трех уже поздно»).
Наш детский сад с 2015 года, является пилотным детским садом проекта «Создание эффективно системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» и работает по проекту «Хочу все знать».
Цель проекта: создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.
Задачи:
- Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
- Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
- Повышение педагогического мастерства и личностного роста педагогов;
- Создать условие для мотивации родителей детей с признаками одаренности, объединить усилия по развитию творческого потенциала детей.
- Развивать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям народа Саха, стремление сохранять традиции и национальные ценности.
Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:
- принцип учета возрастного и индивидуального развития;
- признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
- бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям;
- защита интересов ребенка;
- индивидуальный путь развития ребенка;
- принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
- принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
- Принцип культуросообразности;
- Принцип регионализации.
Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.
Модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать»
|
||||
|
Работа с одаренными детьми введется по трем направлениям:
- Работа са детьми;
- Работа с педагогами;
- Работа с родителями
- Работа с детьми.
- Выявление задатков одаренности (по методике А.И.Савенкова «Карта одаренности»)
- Создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей (образовательная среда, разновозрастная группа, предметно-пространственная среда, создание условий для свободной игры);
- Организация кружков и индивидуальной работы;
- Создание условий для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней (проводятся традиционные конкурсы);
Направления развития способностей | Кружки, проекты | Мероприятия, конкурсы |
Интеллектуальные | — Кружок «В мире шахмат»
— Кружок «Чудо шашки» |
-Блиц турнир по шахматам, шашкам;
-Конкурс «На балу у шахматной королевы» |
Естественно-технические | -Кружок «Юный исследователь» | -Конкурс «То5ус тегул то5о»;
-Смотр –фестиваль «Волшебный вечер науки» |
Логико-математические | -Кружок «Робототехника»;
-Проект «Настольные игры» |
— Математическая олимпиада «На балу у королевы Чисел»
— Соревнования по группам «Настольные игры» |
Лингвистическо-филологические | -Проект «Технология СЭДИП: формирование ценностных ориентиров детей дошкольного возраста на материале олонхо»
— Студия речевого развития «Колокольчик». |
-Конкурс «Этэр тыл эгэлгэтэ» (внутрисадовский, улусный, республиканский;
-Викторина «Я знаю»; — Вечер поэзии. -Проект «Звуки природы» |
Музыкально-исполнительские | — Фольклорный кружок «Ручеек»
— Вокальная студия «Улыбка» |
-Музыкальные гастроли «В гости малышам»;
-Конкурс «Угадай мелодию»; -Проект «День музыки» |
Театрально-артистические | -Театральная студия «Чудесный мир сказок» | -Фестиваль сказок
-Фотовыставка «Я люблю» (по 4 временам года) |
Художественно-изобразительные | -Индивидуальная работа с одаренными детьми по группам «Волшебное тесто», «Чудо кисточка», «Умелые пальчики», | -круглогодичная творческая выставка;
— Различные конкурсы по месяцам;
|
Лидерско-коммуникативные | -Проект «Зажги свою звезду»;
|
-Ведение «Портфолио достижений»;
-Стенд «Звездочки детского сада» |
Двигательно-спортивные | -Кружок «Звездочка»;
— Проект «Национальные движения народа Саха»; -Танцевальный ансамбль «Алаас о5олоро» |
-Конкурс «Маленький Боотур»;
— Квест игра «По тропинкам тайги»; -Проект «День танца» |
Творческого мышления | -Проект «Маленький кулинар» | -Проект «День сладкоежек»;
-Проект «Поделки из бросового материала» |
- Работа с педагогами
- Повышение уровня профессионализма педагогов. Формы работы: дни открытых дверей, организация выставок, обучение в проблемных курсах, всеобучи, лектории, семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом, взаимопосещения,участие в конкурсах разработок;
- Овладение современными педагогическими технологиями. Изучение, поиск, обобщение, открытый показ современных педагогических технологий. Используемые педагогами в работе с одаренными детьми современные педагогические технологии: НООГЕН технология, технология проектной деятельности,кейс технологии, здоровьеформирующие образовательные технологии, коррекционная технология, ТРИЗ технология, квест технология, ИКТ технология, СЭДИП технология.
- Школа «Молодого педагога»,цель работы с молодыми педагогами, оказание практической, психологической помощи молодым педагогам в вопросах изучения, совершенствования теоретических и практических знаний, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
- Работа с родителями.
- Создание единого образовательного пространства : ДОУ + родители + социум.
- Школа «Молодого родителя»,помощь молодым родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребенка, формирование психолого-педагогической грамотности. Форма работы: Мастер-классы, совместные творческие работы, проекты с детьми, концерты, экскурсии, вечера-отдыха, консультации.
- Использование проектного метода в работе с родителями детей дошкольного возраста и социума.
- «Школа бабушки, дедушки».Воспитание детей посредством общения с бабушками и дедушками.Возродить и развить в детях национальную культуру, передача народной мудрости, знаний, обычаев старшим поколением, вовлечение старшее поколение и родителей в педагогический процесс,способствовать возрождению лучших традиций воспитания в семье. Форма работы: посиделки, совместная деятельность с детьми, походы, экскурсии, мастер-классы, вечера –отдыха, совместный труд.
Таким образом, представленная нами организация работы ДОУ способствует развитию детской одаренности, творческого потенциала детей и сохранению традиций и национальных ценностей, обычаев.
Использованная литература:
- Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. М. 1994. Издательство Знание;
- Масару Ибуки, После трех уже поздно. Альпинп нон-фикшн 2015,
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998. Народное образование;
- Стив Биддалф. Как развить мозг ребенка. М.2011. РИПОЛ классик;
- Чехордуна Е.П. СЭДИП технология. ЫК. 2016
- Эдвард де Боно. Учите своего ребенка мыслить. Минск. 2014. Попурри