Get Adobe Flash player

Организация деятельности ДОУ, как условие развития детской одаренности.

 

СлепцоваЭнгельсина Валерьевна

Старший воспитатель

МБДОУ Черкехский ЦРР детский сад «Аленушка»

МР «Таттинский улус РС(Я)»

 

Аннотация: В статье изложена актуальная проблема обучения и воспитания детской одаренности в детском саду, модель организации деятельности, направления работы в ДОУ.Используемые педагогами современные образовательные технологии при работе. А также традиционные мероприятия, конкурсы, развлечения, кружки, способствующие развитию детской одаренности

Ключевые слова: проект «Хочу все знать»,модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать», современные образовательные технологии.

Одна из актуальнейших проблем дошкольного обучения, воспитания и развития в нашей стране и за рубежом — проблема обучения и развития одаренности и способности у детей.

С древних времен считается, что выдающийся талант – это прежде всего наследственность, каприз природы. Когда нам говорят, что Моцарт дал свой первый концерт в возрасте трех лет или что Джон Стюарт Милл читал классическую литературу по-латыни в этом же возрасте, большинство реагируют просто: «Конечно, они же гении». Однако подробный анализ жизни и Моцарта и Милла говорит о том, что они не были рождены гениями, их талант развился максимально благодаря тому, что им с самого раннего детства создали благоприятные условия и дали прекрасное образование (Масара Ибука «После трех уже поздно»).

Наш детский сад с 2015 года, является пилотным детским садом проекта «Создание эффективно системы выявления задатков и развития способностей детей в ДОУ и школе» и работает по проекту «Хочу все знать».

Цель проекта: создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей дошкольного возраста.

Задачи:

  • Обеспечить эмоциональное благополучие детей, сохранение и укрепление здоровья через оптимальную организацию педагогического процесса.
  • Создать условия для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней.
  • Повышение педагогического мастерства и личностного роста педагогов;
  • Создать условие для мотивации родителей детей с признаками одаренности, объединить усилия по развитию творческого потенциала детей.
  • Развивать интерес и уважительное отношение к культуре и традициям народа Саха, стремление сохранять традиции и национальные ценности.

Принципы педагогической деятельности в работе с детьми с признаками одаренности:

  • принцип учета возрастного и индивидуального развития;
  • признание уникальности ребенка исключающее усреднение, сравнение одного ребенка с другим;
  • бережное отношение к психическому миру ребенка, его потребностям, особенностям;
  • защита интересов ребенка;
  • индивидуальный путь развития ребенка;
  • принцип личностно-ориентировочного подхода к ребенку;
  • принцип построения развивающей работы на основе диагностики;
  • Принцип культуросообразности;
  • Принцип регионализации.

Важным является то, чтобы педагог обратил внимание на такого ребенка, так как требования, которые он предъявляет, как правило, направлены на силы и способности среднего ребенка. Педагогу необходимо учитывать, что для одарённых детей характерна потребность в знаниях.

Модель организации деятельности ДОУ по проекту «Хочу все знать»

 

 
   

 

 

 

       
 
Кружковая работа,

индивидуальная работа

 

 
   
Современные образовательные технологии

Формы и методы работы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с одаренными детьми введется по трем направлениям:

  1. Работа са детьми;
  2. Работа с педагогами;
  3. Работа с родителями
  4. Работа с детьми.
  • Выявление задатков одаренности (по методике А.И.Савенкова «Карта одаренности»)
  • Создание условий для раскрытия одаренности и творческого потенциала детей (образовательная среда, разновозрастная группа, предметно-пространственная среда, создание условий для свободной игры);
  • Организация кружков и индивидуальной работы;
  • Создание условий для участия детей и родителей в творческих выставках, смотрах, фестивалях, конкурсах различных уровней (проводятся традиционные конкурсы);
Направления развития способностей Кружки, проекты Мероприятия, конкурсы
Интеллектуальные — Кружок «В мире шахмат»

— Кружок «Чудо шашки»

-Блиц турнир по шахматам, шашкам;

-Конкурс «На балу у шахматной королевы»

Естественно-технические -Кружок «Юный исследователь» -Конкурс «То5ус тегул то5о»;

-Смотр –фестиваль «Волшебный вечер науки»

Логико-математические -Кружок «Робототехника»;

-Проект «Настольные игры»

— Математическая олимпиада «На балу у королевы Чисел»

— Соревнования по группам «Настольные игры»

Лингвистическо-филологические -Проект «Технология СЭДИП: формирование ценностных ориентиров детей дошкольного возраста на материале олонхо»

— Студия речевого развития «Колокольчик».

-Конкурс «Этэр тыл эгэлгэтэ» (внутрисадовский, улусный, республиканский;

-Викторина «Я знаю»;

— Вечер поэзии.

-Проект «Звуки природы»

Музыкально-исполнительские — Фольклорный кружок «Ручеек»

— Вокальная студия «Улыбка»

-Музыкальные гастроли «В гости малышам»;

-Конкурс «Угадай мелодию»;

-Проект «День музыки»

Театрально-артистические -Театральная студия «Чудесный мир сказок» -Фестиваль сказок

-Фотовыставка «Я люблю» (по 4 временам года)

Художественно-изобразительные -Индивидуальная работа с одаренными детьми по группам «Волшебное тесто», «Чудо кисточка», «Умелые пальчики», -круглогодичная творческая выставка;

— Различные конкурсы по месяцам;

 

Лидерско-коммуникативные -Проект «Зажги свою звезду»;

 

-Ведение «Портфолио достижений»;

-Стенд «Звездочки детского сада»

Двигательно-спортивные -Кружок «Звездочка»;

— Проект «Национальные движения народа Саха»;

-Танцевальный ансамбль «Алаас о5олоро»

-Конкурс «Маленький Боотур»;

— Квест игра «По тропинкам тайги»;

-Проект «День танца»

Творческого мышления -Проект «Маленький кулинар» -Проект «День сладкоежек»;

-Проект «Поделки из бросового материала»

 

  1. Работа с педагогами
  • Повышение уровня профессионализма педагогов. Формы работы: дни открытых дверей, организация выставок, обучение в проблемных курсах, всеобучи, лектории, семинары-практикумы, мастер-классы, обмен опытом, взаимопосещения,участие в конкурсах разработок;
  • Овладение современными педагогическими технологиями. Изучение, поиск, обобщение, открытый показ современных педагогических технологий. Используемые педагогами в работе с одаренными детьми современные педагогические технологии: НООГЕН технология, технология проектной деятельности,кейс технологии, здоровьеформирующие образовательные технологии, коррекционная технология, ТРИЗ технология, квест технология, ИКТ технология, СЭДИП технология.
  • Школа «Молодого педагога»,цель работы с молодыми педагогами, оказание практической, психологической помощи молодым педагогам в вопросах изучения, совершенствования теоретических и практических знаний, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
  1. Работа с родителями.
  • Создание единого образовательного пространства : ДОУ + родители + социум.
  • Школа «Молодого родителя»,помощь молодым родителям в поиске путей решения проблем, часто встречающихся при воспитании ребенка, формирование психолого-педагогической грамотности. Форма работы: Мастер-классы, совместные творческие работы, проекты с детьми, концерты, экскурсии, вечера-отдыха, консультации.
  • Использование проектного метода в работе с родителями детей дошкольного возраста и социума.
  • «Школа бабушки, дедушки».Воспитание детей посредством общения с бабушками и дедушками.Возродить и развить в детях национальную культуру, передача народной мудрости, знаний, обычаев старшим поколением, вовлечение старшее поколение и родителей в педагогический процесс,способствовать возрождению лучших традиций воспитания в семье. Форма работы: посиделки, совместная деятельность с детьми, походы, экскурсии, мастер-классы, вечера –отдыха, совместный труд.

Таким образом, представленная нами организация работы ДОУ способствует развитию детской одаренности, творческого потенциала детей и сохранению традиций и национальных ценностей, обычаев.

Использованная литература:

  1. Веракса Н.Е., Дьяченко О.М. Чего на свете не бывает. М. 1994. Издательство Знание;
  2. Масару Ибуки, После трех уже поздно.  Альпинп нон-фикшн 2015,
  3. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии. М. 1998. Народное образование;
  4. Стив Биддалф. Как развить мозг ребенка. М.2011. РИПОЛ классик;
  5. Чехордуна Е.П. СЭДИП технология. ЫК. 2016
  6. Эдвард де Боно. Учите своего ребенка мыслить. Минск. 2014. Попурри