Страницы
Календарь
Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

postheadericon Народные игры, как средство развития физических качеств детей дошкольного возраста

Народные игры, как средство развития физических качеств

 детей дошкольного возраста

Филатова Айталина Афанасьевна

Таттинский улус, с.Черкех

 детский сад «Аленушка»

Воспитатель

 

Аннотация

В статье изложены разработанные народные игры для детей дошкольного возраста. Народные игры  раскрывают национальную культуру и быт якутского народа.

Ключевые слова:

Народные игры, дошкольный возраст, физические качества.

Одна из главных задач в условиях дошкольного и семейного воспитания является психофизическое благополучие ребенка и укрепление его здоровья.

Народные игры являются неотъемлемой частью традиционной культуры народа саха. Передовые представители культуры К.Д.Ушинский, Е.А.Покровский, Г.А. Виноградов и др. призывали повсеместно собирать и описывать народные игры, заботясь о просвещении, образовании и воспитании народных масс. В своих трудах  известный этнопедагог Г.Н.Волков подчеркивает, что этнопедагогика народной игры продолжает оставаться актуальной проблемой  даже после фундаментальных работ известных  философов, психологов и педагогов. Им отводилось особое место в повседневной жизни наших предков.

Именно в играх и через игры реализуется физический потенциал  ребенка, раскрывается его духовный мир.

В якутских национальных играх отразилась особенности менталитета,  мировоззрения народа, которые основывались на сохраняющемся до сих пор почитанию культе природы. Основным условием успешного внедрения народных игр в жизнь дошкольников остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. Чем разнообразных движений овладеет ребенок, тем шире возможности для развития ощущения, восприятия и других психических процессов, тем полноценнее осуществляется его развития.

Применение народных игр будут способствовать физическому развитию ребенка, воспитанию воли, нравственных чувств, сообразительности, быстроты реакции.

Целью проекта является развитие физических качеств детей дошкольного возраста посредством якутских народных игр.

Задачи проекта:

-Развитие физических качеств детей старшего дошкольного возраста посредством якутских народных игр.

-создать картотеку  якутских народных игр для детей старшего  дошкольного возраста

-Создание условий для работы с родителями и социумом села.

Развитие физических качеств , воспитание морально-волевых качеств, детей дошкольного возраста возможно при следующих условиях, если:

-изучить якутские народные игры и внедрить их в практике.

-при тесном сотрудничестве родителей, воспитателей, социумом

-учитывать природные задатки ребенка, раскрытие его скрытых возможностей.

Естественно существует множество классификаций групп игр по их направленности, но мы подобрали групп игр для детей дошкольного возраста для развития физических качеств.

В народных играх сочетаются три важных фактора:

-дети включаются в практическую деятельность

-развиваются физически.

-Привыкают самостоятельно действовать.

Происхождение игр тесно связано с укладом жизни народа саха, видами традиционного хозяйствования: прежде всего, коневодством, разведением крупного рогатого скота а также охотой, рыболовством. Например: игра  «Меткий охотник»-развивает меткость и глазомер, «Рыбаки с неводом» бег парами, «Водопой из проруби»- развивает волю и силу, «Жеребята» и  «Бой быков»- бег и силу и ловкость для мальчиков  и.т.д.

Разработала классификаций игр для детей старшего дошкольного возраста: например, игры для развития координационных способностей «Кто устойчивей» (Халбас харата), «Путаница» (Булкуур), «Меткий охотник» (Бэргэн булчут) и.д.р. игры для развития силовых способностей: » Упрямый теленок», «Водопой» и др. Большой интерес вызывали специально устраиваемые состязания силачей » Упрямый бык» (Оьос огус),  » «Пень и бык» (Огус уонна чоночох) и др. Игры для развития скоростных способностей: «Петушиный бой» (Ботуктэьии), «Не дай запятнать себя» (Таарыйтарыма, Атах уктэьии) и др. Игры требующие подвижности и ловкости: «»Рыбаки» (Балыксыттар), «Водопой из проруби» (Ойбонтон уулааьын) и другие. « Наперегонки», « Палочки», «Замок», «Ямы» итд. издавна преобладали метание на дальность в цель, длительный бег.

Конечно эти игры ценят и стремятся осуществлять общечеловеческие идеалы добра, справедливости, честности, дружелюбие, смелости, выдержки. целеустремленности, верности, скромности итд.

Главная задача педагога научить детей самостоятельно и с удовольствием играть. Игры снимают напряжение, стрессы, развивает уверенность, положительно влияют на мотивацию и раскрыть индивидуального развития детей  дошкольного возраста.

Только в этом случае они приучаются сами в любой игровой ситуации регулировать степень внимания и мышечного напряжения, приспосабливаться к изменяющимся  условиям окружающей среды, находить выход из критического положения, быстро принимать нужное решение т.е. дошкольники приобретают важные качества, необходимые им в будущей жизни. Важно активное сотворчество взрослого и детей их общее переживание  чувства сопричастности к поступкам героев умение взрослого включаться в игровое взаимодействие с ребятами. Большое внимание уделяю работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и только совместными усилиями можно добиться определенных результатов. Среди индивидуальных форм педагогического просвещения значительное место занимали консультации, беседы, соревновании с родителями.

Способность вовремя дать детям возможность проявить самостоятельность показать свои знания и умения, поощрить их воображение и фантазию. Они образуют фундамент для развития его нравственных чувств, сознания и дальнейшего проявления их в общественно полезной и творческой деятельности. Применение национальных  игр, как одного из эффективных методов обучения окажет положительное влияние, как физическое состояние, так и на личностные характеристики, что позволит более полно раскрыть индивидуальные особенности детей. Работа велась по трем направлениям. Это дом, детский сад и социум. Дома с детьми занимаются отцы, проводят с детьми свой досуг, участвуют на соревнованиях. В детском саду ребенок активно внедряет все азы игр, участвует в проводимых соревнованиях и состязаниях. В социум дети участвуют в различных конкурсах , соревнованиях и мастер-классах..

Ожидаемый результат проекта:

-активное приобщение и развитие интереса к якутским народным играм

Развитие сообразительности, быстроты реакции, общей работоспособности мыщц, улучшение подвижности суставов, координации и гибкости движений.

-Воспитание силы, воли, выносливости.

-Привитие любви, привязанности к родным местам и на этой основе — бережного, мудрого отношения к животному и растительному миру, и к родным.

Учитывая, что якутские народные игры являются одним из наиболее эффективных средств для развития физических качеств детей старшего дошкольного возраста, мы рекомендуем:

  1. Активно включать якутские народные игры в содержание занятий ,в режимных моментах и в самостоятельной деятельности детей.
  2. При подборе игр исходить из доступности восприятия детьми, от простого к сложному.
  3. Постоянно накапливать материал: обновить, разнообразить игры, изучать опыт других детских образовательных учреждений.
  4. Систематически обновлять предметно-развивающую среду для приобщения детей к творчеству.
  5. Систематически работать над повышением педагогической культуры родителей, привлекая их к сотрудничеству
  6. Своевременно проводить контрольные срезы с целью выявления состояния каждого ребенка.

 Таким  образом, для образовательных  учреждений наиболее эффективным средством для развития физических качеств  являются якутские  народные  игры, так как  она выполняет важную роль в жизни ребенка.  Народные игры ,как средство развития детей дошкольного возраста, чтобы росли физически здоровыми, крепкими и счастливыми.                   

 

 

 

 

 

 

Использованная литература

  1. Авдулова Т. П. Психология игры: современный подход: учебн.пособие для студ. Высш. Учебн. Заведений. –М.: Издательский центр «Академия», 2009.-208с.
  2. Волков Г.Н. Этнопедагогика.-Чебоксары, 1974.
  3. Григорьева А.А. Этнопедагогика якутской семьи как феномен мировой цивилизации// Актуальные проблемы воспитания и развития личности: сб. ст.-М.,1999.-С. 33-40.
  4. Саввина Н.В. Медико-педагогическое сопровождение обучения и воспитания дошкольников в современных условиях. Сборник материалов республ.нпк-Якутск .изд.-полигр.комплекс СВФУ, 2011.-138с.
  5. Осокина Т.И.Детские подвижные игры народов СССР: Пособие для восп. Дет.сада.-М.: Просвещение, 1988.-239с.
  6. Федоров А.С. народные игры и забавы саха.- Дьокуускай : Бичик, 2011.-96с.
  7. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактические игры. Хамсаныылаах оонньуулар, эрчиллиилэр. Якутск: Кн. Изд-во, 1991.-136с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.