Страницы
Календарь
Апрель 2019
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Мар    
1234567
891011121314
15161718192021
22232425262728
2930  

postheadericon Использование Олонхо, как средство в гендерном  воспитании детей дошкольного возраста.

Использование Олонхо, как средство в гендерном  воспитании детей дошкольного возраста.

 

Охотина Татьяна Ивановна, воспитатель

Черкехский детский сад «Аленушка»

Таттинский улус

 

Аннотация: Проблема гендерного воспитания детей дошкольного возраста путем внедрения в образовательный процесс компонентов Олонхо, что способствует умственному, культурному, духовному и физическому развитию детей, а также применение инструментов для их гендерного воспитания.

Ключевые слова: гендерное воспитание, олонхо, философические беседы, Ньургун Боотур, Туйаарыма Куо.

С развитием технологий в современном мире стираются ценности, основанные на традиции и культуре народов. Если раньше мужчины были охотниками и добытчиками, а женщины хранителями очага, то сейчас картина начинается меняться. Мировоззрение нового поколения молодых людей отличается тем, что каждый пол хочет проявить себя в деле, в котором раньше преимуществовал другой. Нередко руководителями становятся женщины, а мужчины занимаются хозяйством. Поэтому важно сохранить традиции, путем передачи информации молодому поколению.

Гендерная идентичность у детей дошкольного возраста не происходит само собой. Понятие формируется благодаря воспитанию, которое ребенок получает в семье и в детском саду. Первые представления о существовании двух полов появляется у детей в возрасте двух лет. Постепенно дети начинают относить себя к одному из них.

С ранних лет детей нужно учить традициям и культуре своего народа, но в первую очередь родному языку. Поэтому первым этапом гендерного воспитания детей, заключается в том, чтобы ребенок понимал значение слов, которые родители и воспитатели хотят донести. Знающий родной язык будет духовно богат и несет важнейшую информацию.

Основной задачей педагога заключается развитие в девочках материнство, нежность и заботу, а в мальчиках развитие мужественности, доброжелательности, упорства. Важнейшим инструментом для этого является беседа.

Философическая беседа как инструмент позволяет тесно взаимодействовать с ребенком. При этом нужно соблюдать дистанцию, не превышать количество участников беседы, видеть лица собеседников, создать благоприятную обстановку, позволять каждому ребенку участвовать в беседе и обязательно отвечать на их вопросы.

Философическая беседа состоит из нескольких этапов:

  1. Создать определенную тему для беседы;
  2. Обсуждение;
  3. Сравнение;
  4. Вывод.

Пример беседы: “Персонажи Олонхо и их характеристика”.

Этап 1. Создание темы для беседы:

  1. Персонажи Олонхо, происхождение;
  2. Богатыри и Красавицы Куо, кто они?
  3. Орудия богатырей (для мальчиков);
  4. Украшения и наряды Туйаарымы Куо (для девочек);
  5. Жилище наших предков, устройство и быт.

  Этап 2. Обсуждение:

К примеру, обсуждаем тему “Украшения и наряды Туйаарымы Куо”.

Воспитатель: “Как выглядит Туйаарыма Куо?”

Дети отвечают: “Она красивая, с густыми волосами, с длинной косой, с украшениями, в национальном одеянии”.

Воспитатель: “А какой у Туйаарымы Куо характер?”

Дети отвечают: “Она добрая, заботливая, скромная”.

Этап 3. Сравнение:

Воспитатель: “Ребята, а как на ваш вгляд выглядит современная красавица?”

Дети отвечают: “Накрашенная, с длинными ресницами, с длинными, ногтями, стильная, с цепочками”.

Этап 4. Вывод:

Для проведения философической беседы сделан слайд. На первом слайде изображена Туйаарыма Куо, и Кыыс Кыскыйдаан. Дети сравнивают эти две картинки и у них складивается мнение, что современные взгляды на красоту могут быть ошибочны. Дети понимают значение слова “красота”, а это женственность, скромность, доброта, для якутской девушки еще и длинная коса. Дети осознают, что длинная коса у девушки-это символ красоты, чистоты, значит девушка ухаживает за собой, и это мотивирует девочек подражать поведению персонажа, при этом оставаясь индивидуальной.

Пример философической беседы воспитателя с мальчиками:

Этап 1. Тема: “Ньургун Боотур-как воплощение благородства и храбрости”.

Этап 2. Обсуждение:

Воспитатель: “Ребята, скажите что вы знаете о богатырях?”

Дети отвечают: “Они сильные, могучие воины, защищают слабых”.

В качестве допольнительного материала используется презентация.

Слайд 1-“Внешний вид богатыря”.

Воспитатель: “Дети, знаете кто это?”

Дети отвечают: “ Самый сильный богатырь олонхо Ньургун Боотур”

Воспитатель: “Молодцы, самый могучий из богатырей”

Слайд 2-“Участники игр Дыгына”

Воспитатель: “Дети, а они похожи на богатырей?”

Дети отвечают: “Да, похожи, они сильные”.

Слайд 3- “Охотник и Байанай”

На слайде изображен Ньургун Боотур в обряде поклонения Байанайу, затем Ньургун Боотур охотящийся на лося.

Зачитывается отрывок из олонхо.

“Баай хара тыа иччитэ,

Байдам тутуу,

Барылы кэскил,

Баттах сарын,

Баай Барыылаах,

Байанай эьэм,

Бэттэх керен

Мичик гыный!”

 Дети сразу понимают, речь идет об охоте и обряде поклонения Байанайу.

Воспитатель: “Дети, издревле, наши предки занимались охотой, охотники поклонялись Байанайу-духу леса и природы, покровителю охотников, это означало большое уважение и бережное отношение к природе”.

Слайд 4-“Защитник”. На слайде изображен Ньургун Боотур в бою и солдат армии.

Воспитатель: “Дети, что общего между этими картинками?”

Дети: “Ньургун Боотур и солдат-это воины, они защищают слабых”

Этап 3. Сравнение:

В этом этапе сравнивается Ньургун Боотур и спортсмены.

Проводится аналогия между Ньургун Боотур-охотник и охотниками наших дней, которые проводят обряд Байанайу. Дети могут привести пример из личного опыта и наблюдения. Они начинают понимать, что черты присуще богатырям, свойственны и их близким(дедушкам, папам, дядям…).

Этап 4.Вывод:

В заключительном этапе воспитатель показывает слайд 5-“Семья”.

Воспитатель задает вопрос: “Ребята, что вы поняли? Какая общая черта, присуще могучим богатырям и мужчинами в настоящее время?”

Дети отвечают: “Они все защитники”.

Действительно, каждый мужчина: отец, брат, сын-защитники своей семьи, а значит защитники своей родины. Ньургун Боотур играет важную роль, который становится примером для мальчиков. Его поступки и характер становятся фундаментом для дальнейшего развития ребенка. В этом и заключается главная задача философической беседы-донести информацию, передать культуру и традиции своего народа, при этом дать почву для размышления, что развивает интеллект и способствует гендерному воспитнию ребенка.

Нет теории без практики. Главный инструмент гендерного воспитания-это игра. Предметно-пространственная среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником индивидуальных знаний, позволяющих раскрыть спектр возможностей и помочь детям использовать элементы, с учетом их гендерных и индивидуальных особенностей. Игра-это ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. Наиболее благоприятная почва для реализации поставленной цели. Дети начинают использовать полученные знания в сюжетно-ролевых играх. В основном  игре “Семья”. Дети с возрастом предпочитают совместные игры, поэтому нужно им помочь четко осознавать свое полоролевое поведение. Чаще всего мальчики становятся папами, а девочки мамами. Дети обыгрывают быт: папа пришел с охоты, чинит, строит, а мама заботится о своих детях, стирает, чистит, готовит, приводят порядок. Дети начинают дифференцировать женские и мужские роли, атрибутики, профессии и разделения труда.

Для мальчиков можно провести и игры национальных видов спорта “Кырачаан Боотурдар”, а девочкам рукоделие(шитье, вышивание и др.)

Несомненно, гендерное развитие детей остается актуальной проблемой в современной жизни. Однако, путем внедрения в образовательный процесс компонентов Олонхо, можно помочь детям самореализоваться, направить их в правильное русло. Девочки будут скромнее, женственнее и заботливее, а мальчики будут смелее, многовековое наследие предков в совокупности, остается для своих потомков неиссякаемым источник мудрости и по сей день.

 

 

 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

  1. П.А.Ойуунускай. Дьулуруйар Ньургун Боотур,-Дьокуускай 2003.
  2. Е.П.Чехордуна, Н.И. Филиппова,  Д.Г. Ефимова, Н.П. Карпова.  Олонхо педагогикатын теруттэрэ-Дьокуускай  
  3. Татаринцева Н.Е. “Полоролевое воспитание дошкольников на основе народных традиций”, Центр педагогического образования, Москва, 2012.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Комментарии запрещены.