Страницы
Календарь
Апрель 2018
Пн Вт Ср Чт Пт Сб Вс
« Фев   Сен »
 1
2345678
9101112131415
16171819202122
23242526272829
30  

postheadericon Тезис Никитиной М.С

Добрый день, дорогие участники педагогического чтения!
ТЕМА: ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО-ЛИЧНОСТНОЕ РАЗВИТИЕ СТАРШИХ
ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ РЕШЕНИЯ ДИДАКТИЧЕСКИХ ЗАДАЧ
На научном аппарате я не буду останавливаться, они отражены на слайде.
Исследовательская работа с дошкольниками 6-7 лет проводилась на базе муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения Черкехский центр развития ребенка детский сад «Аленушка».
Исследование проводилось в два этапа:
I-й этап (2015-2016 гг.): мы проводили анализ научно-методической и психолого-педагогической литературы по теме исследования.
II-й этап (2017-2018 гг.): проводилась исследовательская работа. Проводили тренировочные занятия по шашкам. Сделаны итоги исследовательской работы, выводы и сформулированы практические рекомендации.
Тренировочные занятия проводились четыре дня в неделю после учебного процесса с 11.00 до 12.30 по 30 минут, с применением физкультминутки. На пятый день, в пятницу организуются турниры (соревнования).
Контрольная группа состояла из 3 воспитанников детского сада «Аленушка». Эта группа занималась по традиционной методике, 2 раза в неделю. Экспериментальная группа состояла из 3 воспитанников детского сада «Аленушка». Эта группа занималась по методике применения системы дидактических заданий с учетом индивидуального подхода каждому воспитаннику, 4 раза в неделю.
Для решения поставленных задач в соответствии с целью работы применялись следующие методы исследования:
1. Анализ психолого-педагогической, методической и специальной литературы по исследуемой проблеме;
2. Педагогические наблюдения;
3. Педагогический эксперимент.
Для проведения исследовательской работы нами разработаны программа обучения шашкам и план учебно-тренировочного процесса для детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп.

Таблица – Недельный план учебно-тренировочного процесса экспериментальной группы
№№ Дни недели Наименование темы Всего Часов в неделю
11. Понедельник Решение комбинаций разной сложности 10мин 2 ч
Решение логических задач 10мин
Спарринг-игра 10мин
22. Вторник Окончания 13мин
Решение логических задач 7мин
Сеанс одновременной игры 10мин
43. Среда Решение логических задач 10мин
Решение комбинаций на время 10мин
Блиц игра 10мин
4.
Пятница Блиц-турнир 30мин
Недельный план учебно-тренировочного процесса контрольной группы
№№ Дни недели Наименование темы Всего Часов в неделю
1. Вторник Решение комбинаций разной сложности 20мин 1 ч
Спарринг-игра 10мин
2. Четверг Ловушки 20мин
Блиц-игра 10мин

В ходе экспериментальной работы нами сформированы следующие две группы специфических условий, при соблюдении которых использование системы шашечных дидактических заданий содействует интеллектуально-личностному развитию дошкольников 6-7 лет:
1) Организационные условия-условия, касающиеся организации учебного процесса;
2) Процессуальные условия – условия, касающиеся особенностей использования в учебном процессе системы дидактических шашечных заданий.
Головоломки судоку были предложены для решения 3 ребятам в начале и конце обучения основам шашечной игры, с использованием рассматриваемой системы дидактических шашечных заданий.
Детям были предложены для решения на время 5 минут, на быстроту головоломки судоку.

Таблица – Результат правильно решенных задач судоку (в кол-ве)

№ В начале
учебного года В конце
учебного года
Экспериментальная группа (ЭГ) 1 ребенок 3 6
2 ребенок 2 5
3 ребенок 2 6
Как видно на слайде, полученные результаты свидетельствуют о том, что перенос интеллектуально-личностного развития с известного материала на новый произведен. Не следует полагать, что резкое увеличение решенных задач связано, главным образом, с тем, что дети стали на полгода взрослее. Из-за данного обстоятельства дети могли решить в один, два раза больше задач, но не в три, даже четыре как у нас.
Таким образом, индивидуально – усиленное занятие по шашкам способствует более высоких спортивных результатов во время соревнований.
В ходе работы нами разработаны и использованы 3 основных метода и приемов тренировки по интеллектуальной игре «шашки» с целью развития интеллектуально-личностных способностей дошкольников 6-7 лет.
• Метод 1. Работа с карточками.
• Метод 2. Индивидуальная работа с воспитанниками.
• Метод 3. Работа на демонстрационной доске.
В процесс обучения детей основам русских шашек должен включать в себя следующие дидактические задания в виде [5]:
1) ловушки, такие как «атырдьахтааhын» и др.;
2) комбинации;
3) позиционные приемы;
4) окончания.
Для выявления эффективности методики тренировки у шашистов 6-7 лет проведены обработки результатов на определение достоверности различий показателей контрольной и экспериментальной групп до и после эксперимента.
Как видно на таблице результаты решения комбинаций на время 5 минут детей 6-7 лет экспериментальной и контрольной групп до эксперимента почти не отличаются, т.е. различие между результатами групп не наблюдается. В конце эксперимента наблюдается существенный прирост результатов у экспериментальной группы.
Таблица – Показатели результатов решения комбинаций до и после эксперимента (в кол-ве)
№ В начале
учебного года В конце
учебного года
Экспериментальная группа (ЭГ) 1 ребенок 3 10
2 ребенок 2 9
3 ребенок 2 8
Контрольная группа (КГ) 1 ребенок 2 5
2 ребенок 2 4
3 ребенок 2 4

Таблица – Результаты шашистов экспериментальной группы до и после эксперимента
№ шашиста До эксперимента После эксперимента
1. Призер детского сада «Аленушка» по русским шашкам Серебряный призер улуса среди девочек 6-7 по русским шашкам

2. Участник детского сада «Аленушка» по русским шашкам Участник Республики среди девочек 2011-2010 г.р. по русским шашкам
3. Участник детского сада «Аленушка» по русским шашкам Участник Республики среди девочек 2011-2010 г.р. по русским шашкам
4. Призер детского сада
«Аленушка» по шахматам Призер Республиканской шахматной олимпиады И.Г. Сухина
Основные моменты были озвучены во время выступления. ВЫВОДЫ И ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ разрешите не зачитывать, так как отражены на слайде.
Спасибо за внимание!

860 комментариев на “Тезис Никитиной М.С”