Get Adobe Flash player

МБДОУ ЦРР детский сад «Аленушка»
Таттинский улус с.Черкех
Филатова Айталина Афанасьевна
воспитатель

Подвижная игра с текстами как фактор активизации речи ребенка

Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Своевременное обладание правильной речью имеет большое значение для усвоения знаний, умений, навыков, развития словесно-логического мышления и творческих способностей.
Решая проблему развития речи дошкольников, необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в тесном взаимодействии и с другими видами деятельности: игровой, художественной, театрализованной.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на различных видах деятельности в детском саду специально подобранные подвижные игры с текстами, можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.
Цель работы:
Определение влияния специально подобранных подвижных игр с текстом на активизации речи детей.
Проблема исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.
Проблема, и цель предопределили следующие задачи исследования:
1. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй, совершенствовать фонематический слух детей.
2. Вызывать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение понять красоту звучащей родной речи через художественное слово, выразительно читать стихи, рассказывать сказки, расширять кругозор детей.
3. Развивать воображение детей. Учить сочинять рассказы и сказки.
4. Способствовать развитию выразительно образных движений детей. Формирование чувства уверенности в окружающем.
5. Работа с родителями.
В ходе исследования были применены следующие методы:
— анализ психолого-педагогической литературы;
— наблюдение;
— тестирование;
— экспериментальное обучение;
— обработка полученных данных.
Методологической основой выступили научные труды в области развития речи: А.Г. Арушановой, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, В. Гербовой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой.
В области игровой деятельности: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Научная новизна исследования: разработана педагогическая система занятий, направленная на активизацию речи детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр с текстом.
Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
При использовании подвижных игр, и как в других видах деятельности необходимо соблюдать дидактические принципы: планомерность, последовательность усложнения, повторность.
Интересная, продуктивная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Чтобы дошкольник могли научиться пользоваться родной речью в целях обучения речевой деятельности, т.е. к связной речи. Необходима постоянная речевая практика, которая помогла бы усваивать учебный материал.
Результат игры показывает качество усвоения знаний, развитие умственной деятельности каждого дошкольника.
При разработке игр необходимо учитывать следующее:
1. Создать и отобрать игры в зависимости от дидактических задач.
2. Определить место игр на занятиях.
3. Каждому ребенка – участнику предоставляется возможность принимать активное участие в игре.
4. Ни на минуту нельзя упускать, что цель игры – обучение игровой деятельности.
Учитывая, что подвижные игры с текстами на родном языке являются одним из наиболее эффективных средств активизации речи детей старшего дошкольного возраста, мы рекомендуем:
1. Активно включать игры с текстами в содержание занятий по развитию речи и в самостоятельной деятельности детей.
2. При подборе игр с текстами исходить из доступности восприятия детьми художественного текста, следовательно, импровизация его значений для развития всех сторон речи и разнообразной работы с ними.
3. Постоянно накапливать материал: обновить, разнообразить игры, изучать опыт других детских образовательных учреждений.
4. Систематически обновлять предметно-развивающую среду для приобщения детей к творчеству.
5. Обеспечивать смену деятельности детей на занятиях и в повседневной жизни посредством подвижных игр с литературными текстами.
6. Систематически работать над повышением педагогической культуры родителей, привлекая их к сотрудничеству по активизации речи детей.
7. Своевременно проводить контрольные срезы с целью выявления состояния речевой активности каждого ребенка.
Добиться того, чтобы художественно-образные слова, богатство родного языка включались в активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста
Подвижные игры с текстом позволяют не только обогатить словарь детей, но и закрепить, расширить их знания, активизировать словарь, развить навыки говорения на родном языке.
Эта доброжелательная эмоциональная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.
Игра – поиск и открытие, и всегда радость, путь детей к мечте. Игра – эмоциональная сказка.
Таким образом, подвижные игры с текстом являются важным средством воспитания и обучения. Направлены на активизацию в речи детей употреблять богатство родного слово.