Get Adobe Flash player

Организация работы с молодыми педагогами
Слепцова Энгельсина Валерьевна
МБДОУ Черкехский ЦРР детский сад «Аленушка»
Старший воспитатель
В проекте Профессионального стандарта педагога определены характеристики деятельности успешного профессионала, а именно готовность к переменам, мобильность, способность к нестандартным трудовым действиям, ответственность и самостоятельность в принятии решений.
Главный талант педагога, возможно, заключается в том, чтобы суметь воспитывать коллектив таких разных, таких неповторимых детей, умеющих действовать дружно, мыслить нестандартно и помочь им стать неповторимыми личностями (Денякина Л.М.).
Проблеме профессионального становления начинающего педагога в сфере дошкольного образования посвящены научные исследования К.Ю. Белой, М.С. Гвоздевой, Л.М. Денякиной и др.
В последнее время число молодых специалистов, приходящих в дошкольные учреждение значительно увеличилось. В связи с этим, цель работы с молодыми педагогами, оказание практической, психологической помощи молодым педагогам в вопросах изучения, совершенствования теоретических и практических знаний, способствующих снижению проблем адаптации и успешному вхождению в профессиональную деятельность.
Задачи:
1. Обеспечить наиболее лёгкой адаптации молодых специалистов в коллективе, в процессе адаптации поддержать педагога эмоционально, укрепить веру педагога в себя;
2. Использовать эффективных форм повышения профессиональной компетентности и профессионального мастерства молодых специалистов, обеспечить информационное пространство для самостоятельного овладения профессиональными знаниями;
3. Приобщать молодых специалистов к корпоративной культуре (под корпоративной культурой мы понимаем устойчивый, сложившийся в процессе жизнедеятельности учреждения, стиль работы его сотрудников, принципы организации внутренних процессов учреждения и стратегии деятельности, обеспечивающих стабильное функционирование и развитие) учреждения, объединять вокруг традиций детского сада.
Основными принципами работы с молодыми специалистами являются:
• Обязательность. Проведение работы с каждым молодым специалистом, приступившим к работе в учреждении вне зависимости от должности и направления деятельности.
• Индивидуальность. Выбор форм и видов работы с молодым специалистом, которые определяются требованиями должности, рабочим местом в соответствии с уровнем профессионального развития.
• Непрерывность. Целенаправленный процесс адаптации и развития молодого специалиста продолжается на протяжении 3 лет.
• Эффективность. Степень достижения целей обучения, воспитания и развития, результативность применения тех или иных форм, средств, технологий.
Таким образом, необходимо создавать условия для развития внутренних мотивов педагогического роста, формировать личность педагога с объективным восприятием, способной к самовоспитанию, самообразованию, саморазвитию.
Чем раньше молодой специалист убедится в правильности выбора профессии, чем меньше прогнозируемых трудностей встретит он, тем более квалифицированным специалистом он может в итоге стать.
Работа с молодыми специалистами проходит по следующим этапам:
Этап 1. Адаптация молодого специалиста. Цель этапа — ознакомить молодого специалиста с деятельностью детского сада и предстоящей работой, обеспечить быстрое и эффективное вхождение работника в образовательный процесс. Введение в должность – мероприятия, направленные на знакомство молодого специалиста с условиями и содержанием его профессиональной деятельности, требованиям к работе. В каждом Д0У складываются свои традиции, своя система работы с молодыми педагогическими кадрами, выбираются те формы и методы, которые в конечном итоге будут содействовать дальнейшему профессиональному становлению молодого педагога. От того, как новичка встретит коллектив во главе с руководителем, будет зависеть последующая успешность специалиста. В нашем детском саду становится замечательной традицией мероприятие «Посвящение в воспитатели», которое проводится на природе. Мероприятие проходит в 3 этапа:
•«Давайте знакомиться», в свободной форме коллеги представляют себя;
•«Посвящение в воспитатели», дают «клятву педагога»;
•«В добрый путь», получают памятки, подарки ;
Этап 2. Профессиональное развитие молодого специалиста. Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных знаний и умений молодого специалиста, необходимых для качественного выполнения возложенных на него функциональных обязанностей.
Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с индивидуальным планом профессионального развития и включает следующие формы:
• Самообразование;
• Обучение в проблемных курсах;
• Наставничество;
• Взаимопосещения молодых педагогов;
• Взаимопосещения занятий педагогов со стажем;
• Участие в конкурсах разработок;
• Участие в мероприятиях, организованных детским садом.
Этап 3. Развитие потенциала молодого специалиста. Цель этапа – обеспечить развитие профессиональных и деловых качеств молодого специалиста и определить из их числа наиболее потенциальных и перспективных работников для формирования кадрового резерва и планирования карьеры. Работа с молодым специалистом на данном этапе строится в соответствии с планом самообразования и включает следующие формы:
• Обучение в проблемных курсах;
• Самообразование;
• Участие в конкурсах разработок;
• Участие в мероприятиях, организованных детским садом, улуса;
• Проведение аттестации;
• Распространение опыта;
• Прохождение аттестации;
• Участие в муниципальных конкурсах
Если в управляющей деятельности использовать системный подход по повышению профессиональной компетенции молодого педагога, то это позволит недавнему выпускнику, молодому воспитателю быстро адаптироваться к работе в детском саду, избежать момента неуверенности в собственных силах, наладить успешную коммуникацию со всеми участниками педагогического процесса формировать мотивацию к дальнейшему самообразованию по психологии и педагогике, «почувствовать вкус» профессиональных достижений, раскрыть свою индивидуальность и начать формировать собственный профессиональный рост.