Get Adobe Flash player

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Черкехский центр развития ребенка детский сад «Аленушка»
муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха (Якутия)»
678661 Республики Саха (Якутия) Таттинский улус с.Черкех ул. Кашкина 9
тел (411-52)25-010, cherkekhdou12@mail.ru

Подвижная игра с текстами, как фактор активизации речи ребенка

Филатова Айталина Афанасьевна
воспитатель

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение……………………………………………………………………… 3
1.1. Подвижная игра,как фактор активизации речи ребенка……………..5
1.2. Анализ уровня развития речи у старших дошкольников……………11
1.3. Педагогическая исследования эффективности подвижных игр с
текстами для развития речи детей……………………………………..14
ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………………………21
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ…………………..23
Приложение

Введение

Родной язык играет уникальную роль в становлении личности человека.
Овладение родным языком является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве.
Полноценное овладение родным языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания.
Именно дошкольное детство особенно сензитивно к усвоению речи. Поэтому процесс речевого развития рассматривается в современном дошкольном образовании, как общая основа воспитания и обучения детей.
Народ заботливо сопровождал поэтическим словом каждый этап жизни ребенка, все стороны его развития. Это целая система традиционных правил, принципов, с помощью которых воспитывается ребенок в семье. Стержнем этой системы было и остается устное народное слово, передаваемое из века в век, из семьи в семью.
Психологи и методисты отмечают, что ребенок усваивает родной язык, прежде всего, подражая разговорной речи окружающих (Д.Б. Эльконин, Р.Е. Левина, А.П. Усова, Е.И.Тихеева и др.). К сожалению, родители в наше время из-за сложных социальных условий, в силу занятости часто забывают об этом и процесс развития речи своего ребенка пускают на самотек.
Одним из основных показателей уровня развития умственных способностей ребенка можно считать богатство его речи. Своевременное обладание правильной речью имеет большое значение для усвоения знаний, умений, навыков, развития словесно-логического мышления и творческих способностей.
Проблемой развития речи занимались А.В.Запорожец, А.М.Бородич, Л.Г.Соловьева, А.М.Прихожан и др.
Также надо отметить, что зарубежные исследователи не оставляют без внимания эту проблему. Наибольшее количество работ встречаются у Г.Гетцера, Б.М.Босса, Ж.Бюлора и др.
Использование игровых форм обучения во время занятий или в свободное время деятельности использование обучающих фрагментов по развитию речи активизирует детскую речь.
Важно помнить, что именно в дошкольный период речь ребенка развивается наиболее интенсивно.
Решая проблему развития речи дошкольников, необходимо исходить из того, что речь функционирует и развивается в тесном взаимодействии и с другими видами деятельности: игровой, художественной, театрализованной.
Учитывая исключительную актуальность данной проблемы, мною была выдвинута гипотеза: если использовать на различных видах деятельности в детском саду специально подобранные подвижные игры с текстами, можно добиться видимых успехов в речевом развитии дошкольников.

3

Цель работы:

Определение влияния специально подобранных подвижных игр с текстом на активизации речи детей.
Проблема исследования: выявление и создание педагогических условий, благоприятствующих речевому развитию старших дошкольников.
Проблема, и цель предопределили следующие задачи исследования:
1. Развивать связную речь, обогащать и активизировать словарный запас, формировать грамматический строй, совершенствовать фонематический слух детей.
2. Вызывать интерес детей к художественной литературе. Совершенствовать умение понять красоту звучащей родной речи через художественное слово, выразительно читать стихи, рассказывать сказки, расширять кругозор детей.
3. Развивать воображение детей. Учить сочинять рассказы и сказки.
4. Способствовать развитию выразительно образных движений детей. Формирование чувства уверенности в окружающем.
5. Работа с родителями.
В ходе исследования были применены следующие методы:
— анализ психолого-педагогической литературы;
— наблюдение;
— тестирование;
— экспериментальное обучение;
— обработка полученных данных.
Методологической основой выступили научные труды в области развития речи: А.Г. Арушановой, Л.С. Выготского, А.Н. Гвоздева, В. Гербовой, С.Л. Рубинштейна, Ф.А. Сохина, Е.И. Тихеевой, О.С. Ушаковой.
В области игровой деятельности: Л.С. Выготского, А.В. Запорожца, А.Н. Леонтьева, А.А. Люблинской, С.Л. Рубинштейна, Д.Б. Эльконина.
Научная новизна исследования: разработана педагогическая система занятий, направленная на активизацию речи детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр с текстом.
Практическая значимость исследования: разработанная система занятий может быть использована воспитателями детских садов и родителями.
В исследовании участвовало 27 детей старшего дошкольного возраста Центр развития ребенка «Аленушка» с.ЧеркехТаттинского улуса

Структура исследования: работа состоит из введения, содержание педагогического исследования, анализ полученных результатов, обобщения, заключения, списка использованной литературы.

4

1.1. Подвижная игра как фактор активизации речи ребенка

В период активных преобразований в дошкольной педагогике, поиска путей гуманизации воспитательной работы с детьми, построения новых моделей взаимодействия взрослого и ребенка внимание ученых и практиков обращено к игровой деятельности.
Исследованиями установлено, что не перерывнаяразвития дошкольника проходит через игру.
Как отмечал Л.С.Выготский, что в игре ребенок становится, как бы на голову выше самого себя, игра в конденсированном виде содержит в себе, как в фокусе увеличительного стекла, все тенденции развития, ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения» [Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии //Вопросы психологии. – 1996. — №6. – с.74; 74].
Таким образом ребенок в игре может решать более сложные задачи, как практические, так и умственные.
Игра для детей – важное средство самовыражения, проба сил. Выдающийся советский педагог Н.К.Крупская, говоря о значении игр в формировании личности ребенка, отмечал: «Игра есть потребность растущего детского организма» [Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: Просвещение, 1973. – с.203-204].
Она обращала внимание на народные игры, отмечал их большую педагогическую ценность, и предлагала наполнить эти игры новым содержанием. Значит, игра не должна стоять на месте, она должна наполняться, обновляться. Должны быть полезными, т.е. эффективными для развития ребенка.
В практике детского сада широко используются подвижные, строительные, творческие, дидактические, игры-драматизации.
Но среди всего многообразия игр следует выделить особо подвижные игры, в которых все играющие обязательно вовлекаются в активные двигательные действия.
Подвижные игры разнообразны по своему содержанию и организации. Одни игры имеют сюжет, роли и правила, тесно связанные с сюжетом; игровые действия в них производятся в соответствии с требованиями, заданной ролью и правилами.
В других играх сюжет и роли отсутствуют, предложены только двигательные задания, регулируемые правилами, которые определяют последовательность, быстроту и ловкость их выполнения. В-третьих, сюжет, действия играющих обусловлены текстом, определяющим характер движений и их последовательность.
В игре все стороны личности ребенка формируются в единстве и взаимодействии. По выражению С.Л.Рубинштейна, «в игре, как фокусе собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психологической жизни личности» [Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. М., 1946. – с.? 5
Ребенку нужна активная деятельность, способствующая повышению его жизненного тонуса, удовлетворяющая его интересы, социальные потребности. От богатства замысла, степени увлеченности им зависят сила эмоций и в большей мере, способность к умственному и волевому усилиям. Детей увлекает подвижная игра. Они делают его жизнь содержательной, полной, создают уверенность в своих силах.
Недаром известный советский педагог и врач Е.А.Аркин называл игру психическим витамином ребенка.
Игра имеет большое образовательное значение, она тесно связана с обучением на занятиях, с наблюдениями повседневной жизни. Интересная, продуктивная игра повышает умственную активность ребенка и он может решить более трудную задачу, чем на занятии.
Е.И.Тихеева высоко ценила игровую форму: «Чего бы вы ни предлагали ребенку – это надо делать в форме игры» [Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного возраста. М., 1981. – с.93-96].
Усвоение новых знаний в игре происходит значительно успешнее, чем на занятиях.
Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности.
Всякая деятельность детей должна доставлять им радость как от самого процесса, и от его результата, от совместных действий и переживаний.
Особенно это относится к подвижным играм, так как уже само движение доставляет детям удовольствие. Эмоциональная же насыщенность игры повышает двигательную активность.
К.Д.Ушинский писал: «Дайте ребенку немного подвигаться и он одарит вас опять десятью минутами внимания, а десять минут живого внимания, если вы сумели воспользоваться, дадут вам в результате больше целой недели полусонных занятий» [Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. т.2, М., 1954. – с.115].
Подвижная игра укрепляет двигательный аппарат, но и способствует нервно-психическому развитию ребенка.
Эта тесная связь физиологического и психологического развития находит отражение в научных исследованиях в работе А.В.Запорожца. Эта группа игр, в основе которых лежат разнообразные движения, удовлетворяющие потребность растущего организма в активных действиях. Они способствуют воспитанию сообразительности, наблюдательности, внимания, воображения, быстроте мысли, развитию положительных чувств. Активные действия в игре помогают устранить неуверенность в своих силах, застенчивость, робость. Ребенок должен чувствовать себя в обществе сверстников как равный среди равных.
Четкое выполнение движений, смелость, ловкость, находчивость усиливают чувство уверенности и помогают занять должное место в коллективе.
Воспитательное значение игры, ее всестороннее влияние на развитие ребенка трудно переоценить. Игра органически присуща детскому возрасту и при умелом руководстве со стороны взрослых способна творить чудеса. Ленивого она может сделать трудолюбивым, незнайку – знающим, неумелого – умельцем.
Игра поможет воспитателю сплотить детский коллектив, включить в активную деятельность детей замкнутых и застенчивых. В играх воспитывается сознательная дисциплина, дети приучаются к соблюдению правил, справедливости, умению контролировать свои поступки, правильно и объективно оценивать поступки других.
Интересная и продуктивная игра повышает умственную активность ребенка, и он может решить более трудную задачу, чем на занятии. Поэтому обучение требует применения разнообразных методов.
Игра – один из них, и она дает хорошие результаты только в сочетании с другими методами: наблюдениями, беседами, чтением и др.
При использовании подвижных игр, и как в других видах деятельности необходимо соблюдать дидактические принципы: планомерность, последовательность усложнения, повторность.
Чтобы дошкольник могли научиться пользоваться родной речью в целях обучения речевой деятельности, т.е. к связной речи. Необходима постоянная речевая практика, которая помогла бы усваивать учебный материал.
Результат игры показывает качество усвоения знаний, развитие умственной деятельности каждого дошкольника.
При разработке игр необходимо учитывать следующее:
1. Создать и отобрать игры в зависимости от дидактических задач.
2. Определить место игр на занятиях.
3. Каждому ребенка – участнику предоставляется возможность принимать активное участие в игре.
4. Ни на минуту нельзя упускать, что цель игры – обучение игровой деятельности.
Долгое время при характеристике цели речевого развития особенно подчеркивалось такое требование к речи ребенка, как ее правильность.
Ставилась задача научить детей чисто и правильно говорить на родном языке, т.е. свободно пользоваться правильной речью в общении.
Бедность словаря мешает полноценному общению, а следовательно, и общему развитию ребенка.
Богатство словаря является признаком хорошо развитой речи и показателем высокого уровня умственного развития.
К.Д.Ушинский доказывал необходимость воспитания и обучения на родном языке, широкого развития начальных школ для народа, считал, что родной язык должен быть главным предметом первоначального обучения.
В родном языке Ушинский видел величайшего народного наставника, удивительного педагога, средство развития умственных и нравственных сил ребенка. Язык помогает ребенку проникнуть в дух своего народа. К.Д.Ушинский дал понятие родного языка, без которого «дитя долго, а может быть, и никогда не справится вполне с этим громадным наследством – не сделает его действительно своим духовным богатством» [Ушинский К.Д. Родное слово].
Таким образом, роль родного языка велика для ребенка. Поэтому к обучению связной речи необходима речевая практика, которая помогла бы усваивать родной язык.
Учитывая большую подвижность детей старшего дошкольного возраста, необходимо проводить и организовать игры, в которых они могли бы двигаться, слушая команды и указания, сопровождая свои движения высказываниями на родном языке.
Подвижные игры с текстом самый доступный вариант для активизации речи детей.
Подвижные игры с текстом сопровождаются словом. Она позволяет глубже вникнуть в содержание стишка, более полно понять характеристику персонажей, научиться выразительности родной речи, а также мимике, жестам и интонациям.
Коммуникативность обучения в настоящее время понимается как способ максимального приближения учебных ситуаций к условиям естественного речевого общения. Внедрение этого приема в учебный процесс способствует достижению целей обучения диалоговой речи и монологическому высказыванию, активизации речемыслительной деятельности, формированию у них навыков и умений самостоятельного выражения мысли.
Подвижные игры с текстом позволяют не только обогатить словарь детей, но и закрепить, расширить их знания, активизировать словарь, развить навыки говорения на родном языке.
Эта доброжелательная эмоциональная атмосфера занятий, общий положительный настрой создают условия не только для успешного формирования фонетической стороны речи, но и для воспитания у детей уверенности в себе, смелости, желания научиться говорить правильно.
Слова подвижных игр раскрывают ее содержания и правила, объясняют вид движения и как надо выполнять, служат сигналом для начала и окончания. В процессе этих игр дети без особого труда усваивают различные слова и выражения, отрабатывают умения четко произносить отдельные звуки при помощи усиленной артикуляции, игры влияют на отработку правильного темпа и ритма речи.
В таких играх формируются интонационно выразительная речь, умение пользоваться разной силой голоса, темпом и ритмом речи, а также упражнения на развитие силы голоса, речевого дыхания, четкой дикции. При этом целесообразно использовать стишки.
Умение осознанно пользоваться интонацией в процессе игры развивается с помощью текста (стишка).
Поэтому подвижная игра с текстом служит фактором для развития речевого слух и слухового внимания, дыхания и моторики артикуляционного аппарата.
Руководство играми осуществляется с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, игры должны соответствовать их речевым умениям и навыкам.
Практика показывает, что от содержания и организации подвижных игр зависит работоспособность детей, склонности вкуса.
Речь ребенка обогащается быстрее и его психика развивается разносторонне, если предусмотреть такие условия, когда естественная речевая деятельность проходит более интенсивно.
Основным условием ускорения развития речевой деятельности является применение различных методов: метод имитации, метод разговора, метод пересказа, метод рассказывания в сочетании любой игры.
В сборнике помещены подвижные игры с текстом, по принципу народных детских игр на основе сочетания движения со словом. Для успешного проведения этих игр нужно хорошо знать текст и соответствующие движения.
Воспитатель произносит слова отчетливо, выразительно. Выделяя ритмичный рисунок, но не утрируя его, ни в коем случае не переходя на чтение по слогам.
Предварительно разучивать текст с детьми не следует, они постепенно запоминают его процессе игры: вначале они будут проговаривать отдельные слова, затем усвоят весь текст. Только не надо, чтобы дети сразу же говорили полным голосом. Позднее, когда дети освоятся с движением, следует обращать внимание на чистое выразительное произношение ими текста и не допускать крика, когда возрастает эмоциональный подъем.
Следует с самого первого поведения игры брать нужный темп и не читать текст замедленно. Воспитателю следует помнить, что к детям свойственны частые движения, чем взрослым. Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей.
В старшем возрасте возникает устойчивый интерес к художественным произведениям. Желание слушать их чтение. Накопленный жизненный и литературный опыт дает ребенку возможность понимать идею произведения, поступки героев, мотивы поведения. Дети начинают осознанно относиться к авторскому слову, замечать особенности языка, образную речь и воспроизводить ее.
Воспринимая поэтические образы, дети получают эстетическое наслаждение. Воспитатель не имеет права, писала Е.И.Тихеева, умалять поэтическую и воспитательную ценность произведения. Ее речь, произношение, дикция, выразительность ее чтения должны являться той художественной оправой, от которой выигрывает в блеске самый ценный алмаз. Только в такой оправе алмазы родной поэзии должны вводиться в жизнь маленьких детей [Тихеева Е.И. Развитие речи детей. М., 1967. – с.146].
Кроме того, подвижные игры, как все другие деятельности детей, должны быть использованы в интересах развития их языка. Е.И.Тихеева советует воспитателям обсуждать с детьми, во что они будут играть, кто кого будет изображать, где лучше устроить гнездышко, домик, вызывая детей на разговоры и таким образом, упражнять их в речи. Этому особенно способствуют игры с текстом.
Подвижные речевые игры способствуют формированию таких нравственных проявлений как дружелюбие, умение действовать вместе, которые дают ребенку возможность почувствовать себя членом коллектива. В подвижной игре выявляются такие стороны психики и поведения как устойчивость, внимание, выдержка, умение подчиняться определенным правилам. Перед разучиванием игры педагог прочитывает детям стихи, раскрывает его содержание, знакомит с правилами игры. В необходимых случаях проводит фонетические упражнения, объясняет значение новых слов. Очень важно, чтобы играющие произносили текст за педагогом в нужном темпе, не изменяя его. В процессе игры дети легко запоминают художественную речь.
Итак, подвижная игра помогает снять у детей психологическую напряженность, облегчает им деятельность развития речи (усвоение лексики, грамматических моделей, овладение интонацией, произношением).
Игра – поиск и открытие, и всегда радость, путь детей к мечте. Игра – эмоциональная сказка.
Таким образом, подвижные игры с текстом являются важным средством воспитания и обучения. Направлены на активизацию в речи детей употреблять богатство родного слова в несложных конструкциях и предложениях.
Анализ психолго-педагогической литературы показал, что:
1. Развитие речи в дошкольном возрасте – одна из важнейших задач детской психологии и дошкольной педагогики. Дошкольный возраст – сензитивный период развития речи. Речь является средством познания окружающей действительности, имеет большое значение для усвоения знаний, умений, навыков.
2. Речь и язык детей развивается и обогащается во взаимосвязи с различными видами деятельности и во всей окружающей действительности в процессе общения со взрослыми и сверстниками.
3. В активной, эмоциональной атмосфере под руководством педагога речь ребенка развивается полнее, быстрее, осознанно.

1.2. Анализ уровня развития речи у старших дошкольников

В соответствии с целью и задачами проводили работу исследования по выявлению уровня развития речи старших дошкольников.
Исследования была проведена течение одного года. Начальный этап проведена в начале года и конечный этап для выявление результата работы.
Предпринятый анализ теории и практики педагогического образования в аспекте нашей проблемы позволил сделать вывод, что существует противоречие между требованиями современного личностно-ориентированного подхода и состоянием исследуемой проблемы речевого развития дошкольников.
Поэтому эта проблема является в углубленном исследовании.
Анализ уровня развития речи старших дошкольников
На начальном этапе исследования была поставлена цель – определить исходный уровень развития речи детей группы.
Названная цель конкретизировалась следующими задачами:
1. Провести экспериментальные занятия констатирующего характера.
2. Проанализировать результаты начального этапа опытно-экспериментальной работы.
Начальный этап состоял из двух частей:
1. Диагностика лексического развития детей старшего дошкольного возраста в рамках диагностики общего речевого и умственного развития.
Задание №1. Классификация понятий.
Материал: 30 картинок с изображением животных, одежды, фруктов, овощей, транспорта, игрушек. Педагог называет понятие, обозначающее группу картинок, просит испытуемого дать подробное определение понятия, а затем отобрать соответствующие картинки, например, с изображением животных. В каждом задании подсчитывается количество правильных выборов картинок, каждый верный выбор оценивается одним баллом. Высшая оценка – 30 баллов.
Задание №2. Подбор синонимов.
Проводится в форме игры «Скажи по-другому». Ребенку предлагается поиграть в слова и подобрать к названному слову слово, близкое по смыслу. Всего предъявляется 10 слов (хмурый, веселый, старый, большой, трусливый; идти, бежать, разговаривать, смеяться, плакать). Высшая оценка – 10 баллов. 1 балл – если подобранное слово не соответствует семантическому полю заданного.
Задание №3. Подбор определений.
Проводится в форме игры слова. Предлагается придумать к названному слову как можно больше определений. Предъявляется 5 слов: платье, береза, девочка, яблоко, лиса («Платье. Какое оно? Как про него можно сказать? Каким оно может быть?»). Высшая оценка – 10 баллов. 2 балла – если придумано более 3 слов, 1 балл – если придумано менее 3 слов, 0 баллов – если ответ отсутствует или не соответствует семантическому полю предъявляемого слова.
После выполнения всех трех заданий подсчитывается суммарная оценка. Высшая оценка – 50 баллов – соответствует высокому уровню; 32-49 баллов – среднему; менее 32 баллов – низкому уровню лексического развития детей

2.Составление рассказа по картине «Зимние забавы».
Цель: Проверить владение ребенком связной речи, умение составлять рассказ по картине.
Критерии уровней развития связной речи:
Высокий – развита способность к сочинительству. Хорошо развита речь: четкое, правильное произношение, богатый словарь, правильно строит фразы, предложения. При рассказывании пользуется выразительными средствами.
Средний – проявляет интерес к сочинительству. Речь хорошо развита. При передаче содержания делает попытки использования выразительных средств. Нуждается в помощи воспитателя.
Низкий – не проявляет интереса к сочинению сказок. Затрудняется в передаче содержания, речь не выразительна.
Дети с низким уровнем речевого развития составили небольшие, недостаточно полные рассказы, ограничились описанием действий. Например, Ян. Т: «Дети катались на горке. Один мальчик покатился на санках. Одна девочка побежала с горки и упала. А вот другой мальчик катается на лыжах».
Дети, хорошо владеющие связной речью, составили интересные, связные достаточно большие рассказы, привнеся в него даже не изображенные на картине события. Например, Люда С.: «Зимой дети вышли на прогулку. Они играли в разные игры: снежки, катались на санках, лыжах, коньках, сделали снежную крепость. А потом слепили снеговика и один мальчик сказал: «А давай-те напишем письмо Деду Морозу». Все согласились. В своем письме дети попросили разные игрушки: медвежонка, зайчика, куклу, машинку, солдатика. Они оставили письмо снеговику, чтобы он отнес его Деду Морозу. Ночью снеговик сходил в лес и отнес письмо, а утром уже стоял на месте».
Айыына Е. :«Наступила зима. Дети вышли погулять. Вася и Петя играли в снежки. Таня катается на коньках. Аня и Коля катаются с ледяной горки. Вова катается на лыжах. А потом, пришел Васин старший брат Игорь и слепил им большого красивого снеговика. Детям было очень весело».
К исследованию включалось творческое задание – придумывание сказок, сочинение стихов и рассказов. Если ребенок старшего дошкольного возраста не может самостоятельно сочинить сказку или еще что-нибудь, то это свидетельствует низкого уровня речевого развития.
Результаты первого задания исследования показали, насколько сформировались все стороны речи детей. Дети в конце года уже могли создавать свои сказки на основе данного образца, их творчество характеризовалось, отличались пересказы, связная речь, последовательность передачи событий.
Дети пользовались метафорами, сравнениями, эпитетами, речь детей стала яркой, интересной, выразительной.

Результаты среза, в %
Уровни Развитие речи детей
Начальный этап Конечный этап
Задания 1 Задания 2 Задания 1 Задания 2
Высокий 20 — 20 20
Средний 50 40 70 60
Низкий 30 60 10 20

1.3. Педагогическая исследования
эффективности подвижных игр с текстами для развития речи детей

На конце этапа эксперимента была поставлена цель – активизация речи детей старшего дошкольного возраста посредством подвижных игр с текстом.
На данном этапе нашего эксперимента, на основе полученных результатов первичного исследования выявлены следующие направления работы:
1. Создать предметно-развивающую среду для приобщения детей к творчеству.
2. Разработать и апробировать подвижные игры с текстом для активизации речи детей.
3. Контроль выполнения программы.
4. Работа с родителями с целью привлечь к сотрудничеству, учитывая то, что ребенок должен находиться в благоприятной речевой среде не только в детском саду, но и в домашней обстановке.
Создание предметно-развивающей среды для приобщения детей старшего дошкольного возраста к творчеству.
Обстановка и предметы, окружающие ребенка в детском саду несут определенную воспитательную и обучающую функции. Их целесообразность, эстетическая продуманность свидетельствуют о стремлении создать необходимые условия, как для учебной, так и для самостоятельной деятельности детей.
В своей группе мы создали зону художественно-речевой деятельности детей, в которой дошкольники в свободное время, так и на занятиях могли бы:
— перелистать и знакомые им, и новые книги, рассматривать иллюстрации в них;
— рисовать, лепить любимых героев произведений художественной литературы;
— играть в «театрализованные игры».
Создание условий для художественно- речевой деятельности предполагает, в первую очередь, оборудование определенного места специальной мебелью, во-вторых, оснащение его необходимым игровым материалом с учетом возрастных особенностей детей и обусловленным содержанием воспитательно-образовательной работы в данной возрастной группе.
Предметы для игр и занятий, расположены в удобном и доступном месте, они несложные в употреблении, стимулируют те действия и ту деятельность ребенка, для которой предназначены.
Литературно-художественная деятельность в детском саду связана с развитием их речи и ознакомлением с произведениями художественной литературы. Главный предмет в этом виде деятельности – книга.
В книжном уголке хранятся сказки, детские журналы, книги-раскраски, программная и дополнительная литература. Книжный уголок стоит в доступном месте с практической зоной.
Задача воспитателя – приблизить книгу к ребенку, чтобы она была доступной, чтобы ее было удобно рассматривать, и по картинкам пересказывать, сочинять, рисовать, раскрасить.
В уголке проводим следующие виды работ с художественной литературой:
1. Периодически организуем тематические выставки (по писателям, темам, к датам и т.д.) с обязательным рассказом или беседой.
2. Периодически обновляем состав библиотеки, с целью привлечения постоянного внимания детей. Здесь сотрудничаем с сельской библиотекой, привлекаем родителей, самих детей.
3. В свободное время и перед дневным сном читаем новые книги, рассказываем сказки, обсуждаем их.
4. Проводим литературные игры, отгадываем загадки и т.д.
5. Дети играют в настольно-печатные игры по произведениям.
Специально оборудованные места для литературно-художественной деятельности способствует выявлению интересов и склонностей, а также уровня развития каждого ребенка.
В соседнем уголке – художественно-творческой зоне поместили не только необходимый материал для рисования (бумагу, карандаши, краски, фломастеры), но и цветную бумагу, ножницы, клей для аппликации, пластилин для лепки. Чтобы ребята на занятиях и в свободное время, находясь под впечатлением образа прослушанных литературных произведений, воссоздали рисунки и аппликации.
Есть место для витрины работ «Наши умелые ручки». Название выставленных работ меняется по темам работы: «Мои любимые сказки», «Наши руки не любят скуки», «Мир глазами детей», «Мир глазами детей», «В каждом рисунке лучик солнца» и т.д. Лучшие работы выставлялись на праздниках, утренниках, итоговых занятиях и т.д.
Рядом с художественным уголком расположен театральный уголок, в котором дети, надевая соответствующие элементы костюмов, шапочки, атрибуты становились актерами, героями сказок и инсценировали отрывки из знакомых произведений, играли подвижные игры с текстами. Так как мы активно и целенаправленно используем в речевом развитии детей подвижные игры с текстами, то решили сделать пространственную, свободную зону, где дети самостоятельно используя атрибуты, маски играли подвижную игру, не мешая другим. Привлекая детей к ручному труду, сами изготавливали маски для игры – так обновляли игровую зону. Имеется ширма, фланелеграф. А также необходимые игрушки, куклы для настольного театра и т.д.

На первом этапе работ по разработке и апробации подвижных игры с текстом для активизации речи детей основное внимание уделялось повышению интереса к родной речи, способности воспринимать художественное произведение и последовательно воспроизводить его. Цель второго этапа состояла в том, чтобы научить детей последовательно, достаточно полно пересказывать содержание более сложных сказок, используя образные слова и выражения.
Из опыта работы воспитатели знают, что в восприятии произведения в 50% играет значение чтения. Поэтому большое внимание уделялось выразительности подачи текста, поскольку только в этом случае она может вызвать у детей яркие образы, доставить им радость, обеспечить глубину восприятия. Художественным исполнением произведения воспитатель облегчает ребенку понимание идеи, работу творческого воображения, помогает ему видеть образы, картины, действия и правильно оценивать их. При этом сильнее чувствует музыкальность стихотворной речи, живее воспринимает выразительность языка. Исполнитель – воспитатель должен видеть то, о чем рассказывает.
Процесс выполнения программы мы раскроем в следующей последовательности:
1. Работа на занятиях по развитию речи эффективно включаются продуктивные виды деятельности детей (лепка, рисование).
Эффективной формой работы считается комплексное занятие, т.е. сочетать ознакомление со сказкой и работу над интонацией, выразительностью речи, над совершенствованием звуковой культуры.
С этой целью во второй части занятия даются подвижные игры с текстами, связанные с его основной частью для активизации речи и более углубленно дать понятие нового материала. Так сохраняется сюжетно-содержательная целостность занятия, его тематическое единство.
Принцип единого содержания является очень важным, так как внимание детей не отвлекается на новые персонажи и пособия. Когда на знакомом лексическом материале проводятся грамматические, лексические и фонетические упражнения, переход к построению связного высказывания становится для ребенка естественным и нетрудным.
Предлагая подвижные игры с текстами, углубляет усвоение детьми общего содержания художественного текста и решает ряд задач, объединенных одной целью. Подвижные игры формируют выразительность детской речи, вырабатывают правильный темп и дыхание, хорошую дикцию. В процессе многих игр дети знакомятся с художественным текстом, запоминают их, в дальнейшем используют самостоятельно.
Выразительные средства, как интонация, мимика, жест, поза, походка, выразительно-образное движение способствуют воссозданию конкретного образа.
Ребенок усваивает идейное содержание произведения, логику, последовательность событий, причинную их обусловленность. При этом он тоже знакомится с ярким и выразительным художественным языком, обогащает свой словарь.
В подвижных играх познает разнообразные жизненные явления, развивает свою речь, память, воображение, формирует внимание, т.е. игра способствует умственному развитию детей.
Создание образа требует от ребенка активного мышления, творческого воображения, изобретательности, побуждает искать и находить новые средства выразительности.
Поэтому нужно поощрять подвижные игры с текстами во всех видах деятельности ребенка. Без случайной подготовки дети овладевают особенностями выражений родного языка, его звучанием, гармонией, словесными формами, вопросом, ответом, диалогом, беседой, повествованием. Так практически усваивается нужная фора речи.
В процессе над выразительностью реплик персонажей, художественно словесных высказываний, развиваясь с движением незаметно активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая сторона речи.
При использовании подвижных игр с текстами необходимо лишь выбрать для нее нужный момент. Новое мировоззрение возобновляет интерес к обучаемому, заставляя ребенка переживать ее заново. Что живое слово должно царить в детском саду и готовить ребенка к дальнейшему более глубокому художественному восприятию.
Включение игр на занятиях по развитию речи и ознакомлению художественной литературой рекомендуется различными программами по развитию речи: вариативными, авторскими. Кроме ознакомления, заучивания наизусть, использования как речевого упражнения, игровых форм, игры можно употребить как материал, помогающий при ознакомлении и анализа произведения, понимать содержание, ситуацию, героя, идею. В процессе игры непринужденное запоминание детьми текста игры активизирует употребление в дальнейшей речевой практике наиболее запомнившихся художественных слов в своих рассказах или сказках.
Несомненна роль игры в формировании творческих способностей у дошкольников. На отдельных продуктивных занятиях можно занять детей проиллюстрировать, лепить тот или иной сюжет или героя игры. Умение передать образ, усвоенный смысл игры в рисунке расширяет возможности его выражения в слове. Рассказы детей в этом случае будут выразительными и разнообразными. Для развития произносимой стороны речи (закрепление и дифференциации определенных групп звуков, отработки отчетливой дикции для развития голосового аппарата) часто используются игры с текстами. Они применяются и для преодоления вялости, малоподвижности артикуляционного аппарата (улучшение подвижности мышц языка, губ, нижней челюсти), для фонематического слуха. Закрепление звуков во фразе, введение их в речь осуществляется и процессе игры.
Таким образом, плодотворное обучение дошкольников по развитию речи зависит от правильно поставленных целей, содержания и способов достижения этих целей, т.е. методов обучения, при помощи которых достигается овладение умениями и навыками, развиваются их способности, формируется мировоззрение.
Воспитание и обучение посредством подвижных игр с текстами требует применение разнообразных методов и форм работы. При разработке основных методологических приемов, взаимосвязи поэтического слова (текст) и слова воспитателя следует исходить из вышеназванных задач, специфики художественного материала и возрастных психологических особенностей.
В свое работе по активизации речи детей посредством подвижных игр из всего многообразия видов деятельности мы выбрали 2 направления:
1. Использование игровой формы в развитии образности речи старших дошкольников.
2. Использование подвижной игры с текстами в формировании чувства уверенности в окружающем и развитии творческих способностей.
С подвижными играми можно провести следующие виды работ:
— речевые игры по материалам текстов игр. Они развивают активный словарь дошкольников и подготавливают почву для формирования монологической речи;
— творческие: сочинение рассказа или сказки, творческое рассказывание по иллюстрации, лучший рисунок и т.д.;
— заучивание текстов наизусть с целью дальнейшего использования в самостоятельной деятельности;
— иллюстрирование той или иной сюжет игры, умение передать художественный образ в рисунке, расширяет возможности его выражения в слове – рассказы в этом случае получаются более выразительными и разнообразными;
Таким образом, работа помогла формировать уверенность в своих силах и побудила интерес к словесному творчеству, в том числе и сочинению рассказов и сказок, к использованию разнообразных средств выразительности, и словесное творчество, пониманию и употреблению синонимов, антонимов, многозначных слов, точность словоупотребления. Все это является неотъемлемым свойством речевой культуры.
Большое внимание уделяю работе с родителями, так как личность ребенка формируется прежде всего в семье и в семейных взаимоотношениях и толькосовместными усилиями можно добиться определенных результатов. Одной из основных задач общего дошкольного воспитания является гуманизация педагогического процесса. Основываясь на положениях гуманистической педагогики Н.Д.Никандрова, А.А.Бодолева, А.Л.Сойко мы пошли путь работы с родителями в дошкольном учреждении.
Ее цель – дать родителям педагогические знания по проблеме активизации речи детей, а также обеспечить родителей информацией о проводимой работе в ДОУ.
Учитывая пожелания родителей при анкетировании – познакомиться требованиями к речи и содержанием работы по развитию речи, как помочь своему ребенку исправить речевые ошибки – нами была проведена следующая работа: организовали консультации по проблеме «Активизация речи детей старшего дошкольного возраста».
Цель занятий:
1. заинтересовать проблемами дошкольной педагогики;
2. дать знания об основных особенностях активизации речи детей;
3. сообщить родителям об объеме знаний, умений и навыков по речевой активности, которыми должны обладать дети;
4. стимулировать наблюдение за детьми, стремление понять своего ребенка;
5. дать рекомендации по организации художественно-речевой деятельности детей в семье;
Во-вторых, с целью постоянного информирования родителей о работе с детьми оформили уголок для родителей в приемной групповой комнаты, где постоянно выделено состояние развития речи и речевой активности детей в группе. Здесь отразили:
— рекомендательный список книг для домашнего чтения, выставка новых книг;
— домашнее задание детям;
— рекомендации, советы, по самостоятельной художественно-речевой деятельности ребенка в семье;
— список сказок, рассказов для чтения, стихи для заучивания наизусть и т.д.
Ознакомление родителей с планами работы на этот учебный год и проблемами группы заставило родителей активно и с охотой помогать «кто чем может». Так, неоценимую помощь нам оказали родители в переоборудовании и оснащении зоны художественно-речевой деятельности в группе: кто-то принес книги, журналы, поделки, атрибуты для игр, шапки для персонажей игр и т.д. Отцы и братья оборудовали зону и сделали декорации.
Среди индивидуальных форм педагогического просвещения значительное место занимали консультации, беседы с родителями. Самостоятельная художественно-речевая деятельность детей, формируясь в детском саду, становится еще более разнообразной, богатой, если она находит закрепление и развитие семье. При разговоре с родителями мы выявили: проводят ли они беседу, побуждают ли ребенка выговориться, стремятся ли побудить ребенка к творчеству, делятся ли своими впечатлениями, играют ли дома в литературные, словесные игры?
В рамках недели «По стране сказок» совместно с родителями сделали «книжки» по страницам сказок, провели конкурсы: «Самый лучший художник», «Самая лучшая детская книжка» по рисункам родителей, «Мы сочиняем сказки» по сочиненным родителями сказкам для детей.
При проведении праздников каждый раз атмосферу украшает инсценировка сказок родителей.
Родительские собрания:
1. Развитие правильной речи ребенка в семье.
2. Развиваем речь, играя.
3. Почему ребенку нужна игра.
О результативности нашей работы мы судили по следующим показателям:
— появление у родителей потребности в знаниях, желания получить ответ на интересующие вопросы;
— обращения и отклики родителей за советом к воспитателю;
— положительное отношение к сотрудничеству в проводимой работе ДОУ;
— обмен опытом воспитателя с другими родителями.
А если родители начали задумываться о своих воспитательных воздействиях, пытаются понять своего ребенка и воспитание, это процесс двухсторонний. Следовательно, сотрудничать с ДОУ, значит наш труд не напрасен!

ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализ психолого-педагогической литературы по проблеме активизации речи детей дошкольного возраста показал, что данная работа многоаспектна и актуальна.
Высокое художественное совершенство родного языка, доступность восприятию ребенка, высокий нравственный, эмоциональный потенциал сделали важным средством воспитания и обучения детей дошкольного возраста. Особенно велика его роль в развитии и активизации речи детей.
Было сделано предположение, что активность речи у детей старшего дошкольного возраста может значительно повыситься, если:
— создать эмоционально благоприятную обстановку в группе;
— создать предметно-развивающую среду для приобщения детей к творчеству;
— разработать и включить подвижную игру с текстами в систему занятий по развитию связной речи наряду с основной программой и повседневной активной жизни ребенка.
В соответствии с поставленной целью чтобы доказать, что игра с текстами имеет педагогическую ценность, как средство активизации речи детей дошкольного возраста была проведена практическая работа, в результате которого:
1. У детей появился интерес, стимул к творчеству.
2. Появился интерес к произведениям.
3. Существенно обогатился словарный запас детей.
4. Включение в работу по активизации речи детей на занятиях и вне занятий способствовало обогащению словарного запаса.
5. Активное слушание, пересказы, анализ произведений способствовали развитию связной монологической речи. Речь детей стала более сформированной, последовательной, логичной.
6. Дети стали более активно участвовать на занятиях и играх.
7. Расширились знания произведений художественной литературы.
Эффективными педагогическими условиями успешного внедрения данной проблемы стали:
— изучение и использование в своей работе рекомендаций ведущих педагогов, психологов по дошкольному образованию, методологической и педагогической литературы;
— гармоничное сочетание разных видов деятельности: общение, игра, деятельность;
— организация предметно-развивающей среды;
— проведение совместной работы с родителями по организации художественно-речевой деятельности детей в детском саду и в семье;
Исходя из вышеуказанных результатов видно, что мы доказали положительное влияние подвижной игры с текстами (авторские) на активизацию речи детей старшего дошкольного возраста.

Рекомендации
Учитывая, что подвижные игры с текстами на родном языке являются одним из наиболее эффективных средств активизации речи детей старшего дошкольного возраста, мы рекомендуем:
1. Активно включать игры с текстами в содержание занятий по развитию речи и в самостоятельной деятельности детей.
2. При подборе игр с текстами исходить из доступности восприятия детьми художественного текста, следовательно, импровизация его значений для развития всех сторон речи и разнообразной работы с ними.
3. Постоянно накапливать материал: обновить, разнообразить игры, изучать опыт других детских образовательных учреждений.
4. Систематически обновлять предметно-развивающую среду для приобщения детей к творчеству.
5. Обеспечивать смену деятельности детей на занятиях и в повседневной жизни посредством подвижных игр с литературными текстами.
6. Систематически работать над повышением педагогической культуры родителей, привлекая их к сотрудничеству по активизации речи детей.
7. Своевременно проводить контрольные срезы с целью выявления состояния речевой активности каждого ребенка.
8. Добиться того, чтобы художественно-образные слова, богатство родного языка включались в активный словарный запас детей старшего дошкольного возраста.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы. Под ред. А.В. Запорожца, В.В. Давыдова; Москва: «Просвещение», 1968.
2. Венгер Л.А., Дьяченко О.М. Игры и упражнения по развитию умственных способностей у детей дошкольного возраста: Кн. для воспитателя детского сада / Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко, Р.И. Говорова, Л.И. Цеханская; Сост. Л.А. Венгер, О.М. Дьяченко. – М.: Просвещение, 1989. – 127с.
3. Выготский Л.С. Игра и ее роль в психологическом развитии //Вопросы психологии. – 1996. — №6. – с.74; 74].
4. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. Под ред. А.И. Подольского /Вступ. ст. А.И. Подольского – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998. – 480 с.
5. Гербова В. Развитие речи на занятиях с использованием сюжетных картинок//журнал дошкольное воспитание. 1998. № 2. с.21.
6. Гербова В.В. занятия по развитию речи в старшей группе детского сада: Пособие для воспитателя детского сада. – М.: Просвещение, 1984. – 175с., ил.
7. Гоголева С.В., Лепчикова Л.П., Саввина М.Н. Дидактичяеские игры. Хамсаныылаахоонньуулар, эрчиллиилэр. Якутск: Кн. Изд-во, 1991.-136с.
8. Запорожец А.В. Психология действия. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2000. – 736 с.
9. Кириллова Г. Подражание и самостоятельность в словесном творчестве.// Дошкольное воспитание.-1978.-№12.-С.63-69.
10. 20.Козак О. Н. Считалки, дразнилки, ширилки и прочие детские забавы. СПб.: Союз, 1998.- 176с.
11. Крупская Н.К. О дошкольном воспитании. Сборник статей и речей. М.: Просвещение, 1973. – с.203-204].
12. Леонтьев А.А., Выготский Л.С. Кн. Для учащихся 9-11 кл. сред. шк. – М.: Просвещение, 1990. – 158 с.: ил. – (Люди науки).
13. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. (Под редакцией Рузской А.Г. – М.: Издательство «Институт практической психологии», Воронеж: НПО «МОДЭК», 1997 – 384 с.
14. Максаков А.И. Правильно ли говорит Ваш ребенок: Кн. для воспитателя детского сада. – 2-е изд., испр. – М.: Просвещение, 1988. – 159с.: ил.
15. Малахова Е. Игра и установка на восприятие художественного произведения у дошкольника //Дошкольное воспитание.-1973.-№12.-С.27-35.
16. Мухина B.C. Психология детства и отрочества. Учебник для студентов психолого-педагогических факультетов вузов. – М.: Институт практической психологии, 1998. – 488 с.
17. Тихеева Е.И. Развитие речи детей раннего и дошкольного вораста. М., 1981. – с.93-96].
18. Найденов Б.С. Методика выразительного чтения. -М.: Просвещение, 1985.-208с.
19. Популярная психология для родителей (Под редакцией А.А. Бодалева, А.С. Спиваковской, Н.Л. Карповой. – М.: Флинта: Московский психолого-социальный институт, 1998. – 400 с.
22. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. 2-е издание. М., 1946. – с.].
23.Сорокиной А.И. Батуриной Е.Г. Игры с правилами в детском саду.
Сборник дидактических и подвижных игр к «Программе воспитания в детском саду».изд. 2.-е, испр. и доп. М., «Просвещение», 1970
24.Ушинский К.Д. Избранные педагогические произведения. т.2, М., 1954. – с.115].