Get Adobe Flash player

«Развитие речи детей дошкольного возраста
через внедрение компонентов Олонхо»
Воспитатель: Охотина Татьяна Ивановна.
МБДОУ Черкехский ЦРР детский сад «Аленушка»
МР «Таттинский улус» РС(Я)

Тезис
В современном мире с развитием массовой информационной культуры и роста темпа жизни, необходимо донести нужную информацию детям, для их умственного и нравственного развития. Когда уровень знания родного языка с каждым годом ухудшается, задача педагога: передать знания о традиции, культуре и самобытности народа не только детям, но и родителям. Язык – это ключ, способ передачи информации. Поэтому необходимо, в первую очередь, развить речь у детей.
Данный проект предлагает развитие речи внедрением компонентов олонхо в образовательную деятельность. Использование народного эпоса олонхо в процессе формирования культуры речевого общения дошкольников будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им норм и правил общения с взрослыми и сверстниками.
Цель работы: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством народного эпоса олонхо .
Задачи:
1. Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников посредством народного эпоса олонхо.
2. Развивать наблюдательность, фантазию, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность речи.
3. Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения.
4. Оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи.
5. Создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Методы работы:
-наблюдение за поведением детей на занятиях по ознакомлению с народным эпосом олонхо.
-прочтение отрывков с олонхо.
-философические беседы, викторины.
-сюжетно-ролевые игры.
-консультирование.
-психодиагностический (анкетирование, опрос).
-обработка и анализ данных диагностики.
Методическое: изучение литературы;
Дидактическое:
1. Календарно-тематический план и серия НОД;
2. Конспект занятий;
3. Картотека словесных игр;
4. Настольно-печатные игры для развития речи;
5. Изобразительные материалы;
6. Лэпбуки;
7. Видеоматериалы олонхо, ДВД дисков с отрывками из текста олонхо;
8. Консультации для родителей.

Данная работа предлагает решение данных задач по нескольким этапам:
Первый этап: включает знакомство детей с его содержанием. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию олонхо.
-знакомство с содержанием олонхо (о чем она, какие события и герои в ней главные).
-знакомство с героями олонхо (где они живут, как выглядит их жилье, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).
-художественное описание места, где проходит действие.
Второй этап: важную роль на данном этапе имеет выразительное чтение отрывков, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию олонхо и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ), впервые проводится проигрывание отрывков из олонхо. Это позволит умело чувствовать героя олонхо.
Третий этап: проводятся игры с настольным и кукольным театром по сюжетам олонхо. Беседы, викторины, игры:
-анализ событий, которые описаны в произведении олонхо. Ребенок выражает свою точку зрения: составление словесного портрета героя, анализ поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача-помочь ребенку в смысле слов и текста.
-работа над речью: работа над сценической выразительностью, определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
Заключительный этап: подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей.

Заключение:
Развитие речи путем внедрения компонентов олонхо позволяет детям преодолевать трудности в речи, таким образом, ребенок стремится к развитию, желанию реализовать свои мечты, а самое главное, приобретает способности к слаженному и четкому выражению своих мыслей, обогащается словарный запас родного языка.
Внедрение данную работу в образовательный процесс позволяет дозированной, поэтапной передачи знаний, что обеспечивает хорошую усваиваемость материала детьми, и совершенствование умений и закрепление пройденных тем викториной и беседами.

В заключении хотелось подчеркнуть, семья и ДОУ – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Поэтому необходима совместная командная работа, целью которой является не только речевое развитие детей, но и культурное развитие семьи в целом, творческая самореализация ребенка, сохранение традиций народа Саха, путем внедрения национального наследия и богатого культурного источника олонхо.