Get Adobe Flash player

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Черкехский центр развития ребенка детский сад «Аленушка» Муниципального района «Таттинский улус» Республики Саха(Якутия)
687661 Республика Саха (Якутия) Таттинский улус с.Черкех ул.Кашкина 9, тел. (411-52) 25-010, cherkekhdou12@mail.ru

«Развитие речи детей дошкольного возраста через внедрение компонентов Олонхо»

Выполнила: воспитатель Охотина Т. И. 
Содержание

Введение 4
1. «Развитие речи детей дошкольного возраста через внедрение компонентов Олонхо» 5
2. Содержание работы по развитию речи через внедрение компонентов олонхо 6
3. Анализ полученных результатов 11
Заключение 13
Список использованных источников 14
Приложение 1 15
Приложение 2
Приложение 3

Введение

Поток информации, расширение человеческих контактов, развитие многообразных форм массовой культуры, рост темпа жизни приводят к увеличению объема знаний, необходимых для жизни современному человеку. Происходящие изменения в обществе оказали влияние и на развитие детей, активно включившихся в водоворот нашей бурной жизни, и выдвинули новые требования к системе образования в целом. Дошкольное образование стало рассматриваться как первая ступень во всей системе непрерывного обучения. Дошкольное учреждение призвано создать условия для физического, интеллектуально-творческого, эмоционального развития ребенка и осуществить его подготовку к школе. Одним из непременных условий успешности ребенка в школе является развитие речи, коммуникативных качеств.
В сельских дошкольных учреждениях, где дети общаются только на родном языке, может помочь внедрение компонентов олонхо в образовательной деятельности по развитию речи. Ведь олонхо является мудростью народа Саха, поэтому развивает у детей родную речь, обогащает словарный запас. Ребенок, сам того не замечая, употребляет слова олонхо в разговорной речи. Постановка спектакля — олонхо, к тому же, предполагает объединение взрослых (не только педагогов, но и родителей) и детей, увлеченных общими интересами. Данная деятельность строится по законам сотрудничества и сотворчества. Отсюда и вытекает тема работы: «Развитие речи детей дошкольного возраста через внедрение компонентов Олонхо».
Тип работы:
— по доминирующей в работе деятельности: практико-ориентированный.
— по содержанию: психолого- педагогический.
По характеру контактов: в рамках ДОУ.

1. «Развитие речи детей дошкольного возраста через внедрение компонентов Олонхо»

Цель работы: Развитие речи детей старшего дошкольного возраста посредством народного эпоса.
Задачи:
1. Изучить имеющийся опыт по развитию речи старших дошкольников посредством народного эпоса олонхо.
2. Развивать наблюдательность, фантазию, коммуникативные навыки, эмоционально-волевую сферу, выразительность речи.
3. Способствовать повышению познавательного интереса у детей; развитию восприятия, памяти, мышления, речи (интонационная выразительность речи, монологическая и диалогическая речь, связность речи, звуковая культура речи, грамматический строй речи), творческого воображения.
4. Оказание помощи и поддержки детям с отклонениями в развитии речи.
5. Создание и совершенствование предметно-развивающей среды, обеспечивающей развитие речи старших дошкольников.
Актуальность: в век глобализации, когда постепенно стираются грани между целыми цивилизациями, исчезают языки и обычаи народов, нам особенно важно сохранить национальную самобытность. И здесь особую роль играет олонхо-энциклопедия народной мудрости, искусства и поэзии. На материале олонхо можно изучать жизнь и быт, обычаи и традиции народа в целостной системе. А на текстах олонхо дети могут в совершенстве овладеть родным языком. Овладение родным языком и умелое использование его выразительных средств наиболее интенсивно протекает в дошкольные годы, когда у ребенка необыкновенно высока чувствительность к языковой информации. Поэтому на данном этапе остро встает проблема овладения детьми старшего дошкольного возраста правильной, личной, точной, выразительной речью. Использование народного эпоса олонхо в процессе формирования культуры речевого общения дошкольников будет оказывать безусловное влияние на духовный мир ребенка и выполнение им норм и правил общения с взрослыми и сверстниками.
Гипотеза: процесс развития речи детей старшего дошкольного возраста на основе приобщения к народному эпосу олонхо может быть эффективным, если:
— учитывать жанровую специфику олонхо и особенности восприятия этого произведения детьми дошкольного возраста.
— правильно распределить материал олонхо по всем видам деятельности детей дошкольного возраста (развитие речи, изобразительная деятельность, музыкальное воспитание, игровая деятельность, нравственное воспитание, трудовая деятельность, работа с родителями) с учетом их возрастных особенностей.
— целенаправленно организовать систему взаимодействия участников образовательного процесса, направленную на развитие речи детей через внедрение народного эпоса олонхо.
Методы работы:
— наблюдение за поведением детей на занятиях по ознакомлению с народным эпосом олонхо.
— прочтение отрывков с олонхо.
— философические беседы, викторины.
— сюжетно-ролевые игры.
— консультирование.
— психодиагностический (анкетирование, опрос).
— обработка и анализ данных диагностики.
Обеспечение деятельности:
Методическое: изучение литературы
Дидактическое:
1. Календарно-тематический план и серия НОД;
2. Конспект занятий;
3. Картотека словесных игр;
4. Настольно-печатные игры для развития речи;
5. Изобразительные материалы;
6. Лэпбуки;
7. Видеоматериалы олонхо, ДВД дисков с отрывками из текста олонхо;
8. Консультации для родителей.
Стратегия осуществления работы:
— разработка перспективного плана организации мероприятий, оказывающих положительное внимание на развитие речи детей старшего дошкольного возраста через внедрение компонентов олонхо.
С детьми:
— в специально организованной деятельности педагога и детей.
— обследование состояния речи детей, коммуникативных навыков детей.
— опрос детей.
— проведение бесед, викторин, словесных игр.
С родителями:
-посредством проведения психолого-педагогической работы, вовлечение родителей в единое общеобразовательное пространство «семья- детский сад».
— анкетирование родителей;
— проведение мероприятий по повышению психолого-педагогической культуры родителей (консультирование, беседы).
Ожидаемый результат:
— будет разработана система развития речи через внедрение компонентов олонхо.
— будет создана предметно- развивающая среда по темам.
-обогатится игровой, коммуникативный, эмоциональный опыт дошкольников, расширится их кругозор, повысится познавательный интерес.
— у детей повысится уровень развития речи, общительности, самооценки, повысится словарный запас родного языка.
— у родителей сформируются представления о роли народного эпоса олонхо для развития речи ребенка.
— родители будут вовлечены в единое пространство «семья — детский сад».

2. Содержание работы по развитию речи через внедрение компонентов олонхо

Работа по развитию речи через внедрение компонентов олонхо проходит в несколько этапов:
-подготовительный этап длится на протяжении длительного времени. Включает всю работу по развитию речи через внедрение компонентов олонхо.
-просмотр видеозаписи, слушание аудиозаписи олонхо, беседы по ним, чтение отрывков из олонхо, рассказы по иллюстрациям и.т.д.
-разыгрывание отрывков из олонхо.
-упражнения по формированию выразительности, развития мимики, артикуляционного аппарата, моторики и.т.д.
-настольно-печатные, дидактические и развивающие игры в уголке для самостоятельной и совместной деятельности ребенка и взрослого.
-подвижные речевые игры с героями олонхо.
-интеграция художественно-эстетической областью развития: рисование, лепка, аппликация.
— интеграция с познавательной областью развития: конструирование. Сенсорное развитие- моторика, слух, речь, обоняние (например: волшебный мешочек).
-интеграция с коммуникативной областью чтение олонхо.
-интеграция с областями физическое развитие, здоровье: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на лоне природы.
Реализация работы:
Первый этап: включает знакомство детей с его содержанием. В это время идет работа над формированием заинтересованности детей к содержанию олонхо.
-знакомство с содержанием олонхо (о чем она, какие события и герои в ней главные).
-знакомство с героями олонхо (где они живут, как выглядит их жилье, какова их внешность, одежда, манера поведения, взаимоотношения друг с другом и т.п.).
-художественное описание места, где проходит действие.
Второй этап: важную роль на данном этапе имеет выразительное чтение отрывков с олонхо, грамотно поставленные вопросы для беседы по содержанию олонхо и организация работы по воспроизведению текста детьми (пересказ), впервые проводится проигрывание отрывков из олонхо. Это позволит умело чувствовать героя олонхо.
Третий этап: проводятся игры с настольным и кукольным театром по сюжетам олонхо. Беседы, викторины, игры:
-анализ событий, которые описаны в произведении олонхо. Ребенок выражает свою точку зрения: составление словесного портрета героя, анализ поступков героя, работа над текстом (почему герой так говорит, о чем он в данный момент думает). Основная задача-помочь ребенку в смысле слов и текста.
-работа над речью: работа над сценической выразительностью, определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа на игровом пространстве, места его положения на сценической площадке, темпа и ритма исполнения, мимики, интонации.
Заключительный этап:
Подведение итогов, беседы с детьми, отчет в виде фотовыставки для родителей.

Календарно-тематический план и серия НОД

Месяц Ценности олонхо (ытык ³йд³бµл) Форма работы
Сентябрь – Улуу Суорун ыйа Семья, человечество (ыал, киhи-аймах); Знакомство со средним миром и их жителями. -Благословение месяца Улуу Суорун;
-Беседа «Сотворение среднего мира;
-Рассматривание репродукций, слушание аудиозаписи;
-Викторина по пройденным материалам.
Октябрь – Хотой Айыы ыйа Сплочение народа Саха (сомо5олоhуу). -Благословение месяца Хотой Айыы;
-Беседа «Самый сильный богатырь олонхо»;
-Подвижные речевые и настольные игры;
-Викторина по пройденным материалам.
Ноябрь – Баай Байанай ыйа Окружающий мир, преклонение природе (айыл5а, айыл5а5а итэ5эл). -Благословение месяца Баай Байанай;
-Ознакомление с традициями охотника, воспитание детей любви к родной природе, охране окружающей среды;
-Беседа об охоте, о лесных зверях и птиц, просмотр видеосюжетов об охоте;
-Отрывки из олонхо, описывающие охоту, лесных зверей и птиц, обих покровителей Баай Байанай;
-Рисование «Добыча моего отца». Фотопланшет: «Мой отец – охотник»;
-Викторина по пройденным материалам.
Декабрь – Билгэ Хаан ыйа Посуда наших предков (мал-сал). -Благословение месяца «Билгэ Хаан»;
-Описание отрывками из олонхо жителей среднего мира, об их нравах и предназначениях;
— Беседы о посудах наших предков; об украшениях девушек олонхо;
-Настольно-печатные игры по сюжетам олонхо;
-Викторина по пройденным материалам.
Январь – Танха Хаан ыйа Стрмеление, человечность, нравственность (дьулуур, киhилии киhи). -Благословение месяца Танха Хаан;
-Философическая беседа героев олонхо (Айыы бухатыыра – Абааhы бухатыыра, Айыы кыыhа – Абааhы кыыhа);
-Рисование, лепка, подвижно-речевые игры;
-Викторина по пройденным материалам.
Февраль – Одун Хаан ыйа Художественное (уус- уран тыл) -Благословение месяца Одун Хаан;
-Беседа родной язык (ийэ тыл), заучивание отрывков олонхо;
-День якутского языка;
-Описание богатырских коней словами олонхо;
-Рисование, лепка, подвижно-речевые игры;
-Викторина по пройденным материалам.
Март – Дьоhогой Айыы ыйа (оло5у тупсарар улэ) -Благословение месяца Дьоhогой Айыы;
-Беседа о красоте Туйаарыма Куо;
-Конкурс для девочек «Кэрэчээнэ Куо»;
-Рисование, лепка, подвижно-речевые игры;
-Викторина по пройденным материалам.
Апрель – Айыыhыт Хотун ыйа Отношение (сыhыан) -Благословение месяца Айыыhыт Хотун;
-Философическая беседа «Мужчина – защитник Отечества», (богатыри олонхо);
-Заучивание отрывков олонхо;
-Рисование, лепка, подвижно-речевые игры;
-Викторина по пройденным материалам.
Май – Иэйэхсит Хотун ыйа Верность своей родине (дойдуга бэриниилээх буолуу) -Благословение месяца Иэйэхсит Хотун;
-Рассказ о природе родного края, о его пробуждении, с использованием картин, видеосюжетов;
-Философическая беседа о сотворении природы среднего мира;
-Рисование, лепка, подвижно-речевые игры;
-Викторина по пройденным материалам.


3. Анализ полученных результатов

Развитие речи путем внедрения компонентов олонхо позволяет детям преодолевать трудности в речи, таким образом, ребенок стремится к развитию, желанию реализовать свои мечты, а самое главное, приобретает способности к слаженному и четкому выражению своих мыслей, обогащается словарный запас родного языка.
Эффективность данной работы можно увидеть на рисунке 1.

Рисунок 1 – Динамика развития уровня речи

По полученным графикам можно заметить подъем уровня показателей развития речи в конце этапа, по сравнению с показателями в начале. На основе этих данных можно сделать вывод, что данная методика эффективна.
За период внедрения работы, повысилась результативность участия воспитанников в конкурсах улусного и республиканского уровня. А самое главное, дети хотят принимать участие, ответственно относятся к предстоящим мероприятиям, что является позитивным эффектом развития речи. Ниже приведен список участников и призеров конкурсов:
1. Свинобоев Алеша – гран-при, «Оскуола5а киириэн иннинээ5и саастаа уолаттарга Экология сылыгар аналлаах улуустаа5ы «Эрчим» виртуальнай уус-уран аа5ыы», Хомподоев Мичильян, Никитин Саша — участники;
2. Свинобоев Алеша — «Бастын хоьоонньут» анал аат, «А5а дойду Улуу сэриитин кыттыылаа5а, педагог, любитель-режиссер, норуот театрын теруттээччи П.В.Толстяков тереебутэ 100 сылыгар аналлаах 6-с улуустаа5ы «Эдэр актер-2017» театральнай конкурс», Хомподоев Мичильян, Никитин Саша, Афанасьева Саргы, Ефремова Инесса – участники;
3. Баева Айсена – лауреат 3 степени, «Республиканский виртуальный конкурс чтецов «Этэр тыл эгэлгэтэ» посвященный к 100-летию П.Н. Тобурокова», Свинобоев Алеша, Хомподоев Мичилян, Афанасьева Саргы, Сидорова Лианна, Никитин Саша, Ефремова Инесса – участники;
4. Новгородова Инесса, Ефремова Инесса – 1 место, «Этэр тыл эгэлгэтэ», 20 участников, и др.


Заключение

Развитие речи путем внедрения компонентов олонхо позволяет детям преодолевать трудности в речи, таким образом, ребенок стремится к развитию, желанию реализовать свои мечты, а самое главное, приобретает способности к слаженному и четкому выражению своих мыслей, обогащается словарный запас родного языка.
Внедрение данную работу в образовательный процесс позволяет дозированной, поэтапной передачи знаний, что обеспечивает хорошую усваиваемость материала детьми, и совершенствование умений и закрепление пройденных тем викториной и беседами.
В заключении хотелось подчеркнуть, привлечение в дальнейшем процессе родителей позволит создать командную работу «Семья и ДОУ». Семья и ДОУ – два важных социальных института для развития ребенка. Без родительского участия процесс воспитания невозможен, или, по крайней мере, неполноценен. Взаимодействие с родителями по проекту «Развитие речи детей старшего дошкольного возраста через внедрение компонентов героического эпоса Олонхо» должно стать гибкой. Родители не зрители и не наблюдатели, а активные участники в жизни своего ребенка. Поэтому необходима совместная командная работа, целью которой является не только речевое развитие детей, но и культурное развитие семьи в целом, творческая самореализация ребенка, сохранение традиций народа Саха, путем внедрения национального наследия и богатого культурного источника олонхо.

Список использованных источников

1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. – М .: Академия , 2000. – 400с.
2. Алексеева М.М., Яшина В.И . Речевое развитие дошкольников . – М.: Академия, 1999. – 159с.
3. Бородич А.М. Методика развития речи детей. — М.: Просвещение, 1981. – 255с.
4. Концепция дошкольного воспитания (1989г) //Дошкольное образование в России. //Сборник действующих нормативно-правовых документов и научно-методических материалов. – М .: АСТ , 1997. – С. 8-34.
5. Олонхо аба-хомуьуна о5ону иитиигэ: учебнай методическэй пособие / Хомуйан онордулар: М.И. Баишева, Е.М. Ефремова, Э.В. Слепцова. – Дьокуускай: ХИФУ издательскай дьиэ, 2012.-76 с.
6. Эльконин Д.Б. Детская психология: развитие от рождения до семи лет. – М.: Просвещение , 1960. – 348с.

Приложение 1

Олонхо олук тылларын туттан чэбдигирдэр хамсаныылар

Орто дойду дьоно сэргэтэ Орто дойду айыл5ата Орто дойду кыыла- суолэ.
Баай хара тыаттан
Бууру муннуттан,
Тайа5ы таныытыттан,
Эhэни сабыр5атыттан,
Сиэтэн маадьатан,
Онон оонньуур о5о буолла.
Урун былыт уордустэ,
Хонор былыт холбосто. Кылдьыылаах харахтаах
Кырыылаах тумустаах
Кырааскалаах атахтаах
Кынталдьыйбыт быhыылаах,
Кылба5аркаан туулээх
Кыталык кыыл барахсан
Хантас гынна5ына
Халлааны хаххалыыр,
Ыгдас гынна5ына
Ыйы сабардыыр,
Куогэс гынна5ына
Куну кулуктуур. Э5эрдэлээх
Илин халлаан,
Уруйдаах
Манан халлан. Иэримэ дьиэни Иччилээбиттэр,
Иитэр суоhуну
Куруолээбиттэр.
Куустээх коруннээх,
Быhыйга быhыылаах,
Бухатыырга холоонноох киhи. Илибирии турар
Сэбирдэхтээх,
Иэримэ- тиэримэ
Мутуктардаах,
Тулларытта5ас
Хатырыктардаах,
Туруу томороон
Мастардаах.
Сыhыыга баппатах
Сыспай сиэллээ5и
Сылгыны- суоhуну,
Миинэр минэни,
Дэри-дэлэгэй
Тэниттиннэр диэн.
Ус уут бутэй
Урдунэн костор
Урумэччи манан аттаах
Урун уолан барахсан. А5ыс иилээх- са5алаах,
Атааннаах-монуоннээх,
Аан ийэ дойдуларын
Хаба ортотугар
А5ыс салаалаах
Аар кудук мас
Ууммут эбит. Ат сылгы барахсан
Айыы о5ото буолан
Айыллан уоскээн
Кыталык курдук кынталдьыйда, Куба курдук долгулдьуйда

Соно5ос атыыр
Дьохсоотоhор,
Туруору тумуллар. А5ыс хара манаас
Атыыр о5ус
Харсыhан лачыгыраhа
Туралларын курдук
А5ыс тарах
Суорба таас
Хайалардаах эбит.
Аан дойдуну Араначчылыырга,
Кун дьонун
Комускуургэ
Уоhэ дойдуттан
Ананан торообут
Айыы бухатыыра Ойон тахсар куннээх,
Охтон баранар мастаах,
Уолан бутэр уулаах
Орто туруу дойду
Оноhуллубута эбитэ уhу. Баhаам элбэх
Барбат бараахтаах
Кэмэ- кэрдиитэ
Биллибэт
Кэрээбэт кээлээх.